Художественный стиль речи
План работы:
- понятие о художественном стиле речи;
- его особенности;
- свойства художественного стиля речи;
- тропы и стилистические фигуры;
- этапы анализа художественного текста.
Функциональные стили речи
Разговорный
Художественный
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Понятие о художественном стиле речи и его особенности
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Художественная литература - вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка .
Сфера употребления данного стиля речи:
язык писателя, поэта;
Задачи речи:
эстетическая;
создание художественных, поэтических образов;
эмоциональное воздействие на человека, на его мысли и чувства;
экспрессивность.
Работа с упр. 113
Общие признаки:
- образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность;
- широкое использование тропов (изобразительно-выразительных средств);
- использование средств других стилей
(особенно разговорного).
Лексические особенности:
1. средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др.;
2. лексика публицистического стиля;
3. диалектная лексика;
4. слова высокого стиля;
5. профессионально-деловые обороты речи.
великолепное
зеркало озера
Синтаксические особенности:
1. использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;
2. обращения, вводные слова, междометия и др.;
3. диалог, прямая речь.
Художественный стиль речи
Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. Полилог.
Сфера общения – словесно-художественное творчество.
Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций.
Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.
Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалекты, жаргонные слова); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).
Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.
Главная функция художественного стиля – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Тропы и стилистические фигуры
риторическое обращение
риторический вопрос
анафора
эпифора
антитеза
оксюморон
градация
эллипсис
умолчание
парцелляция
эпитет
метафора
метонимия
синекдоха
сравнение
гипербола
литота
ирония
олицетворение
аллегория
перифраз
Эпитет –
оценочное, образное определение, выражающее отношение автора или героя:
Твоих задумчивых ночей п розрачны й сумрак…
(А. Пушкин)
Метафора –
- троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение):
И тьмой , и холодом объята душа усталая моя.
(М. Лермонтов)
МЕТОНИМИЯ –
- троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ….
(А. Пушкин)
СИНЕКДОХА –
- один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между
ними:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз . (М. Лермонтов)
Сравнение –
- троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто):
Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной.
(А. Пушкин)
ГИПЕРБОЛА –
- троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:
По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу. (А. Ахматова)
ЛИТОТА –
троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:
Ваш шпиц, прелестный шпиц ,– не более напёрстка .
(А. Грибоедов)
ИРОНИЯ –
прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.
Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И. Крылов)
АЛЛЕГОРИЯ –
троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей: сладострастия, гордыни и алчности.
ПЕРИФРАЗ –
- троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:
Солнце русской поэзии – Пушкин.
Царь зверей – лев.
Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.
А вы, надменные потомки … (М. Лермонтов)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС –
такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса:
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А. Пушкин)
АНАФОРА –
Единоначатие:
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…
(А. Апухтин)
ЭПИФОРА –
повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня. (А. Блок)
АНТИТЕЗА –
противопоставление:
И день и час , и письменно и устно ,
За правду да и нет …
(М. Цветаева)
ОКСЮМОРОН –
соединение логически несовместимых понятий:
« Живой труп », « Мёртвые души ».
ГРАДАЦИЯ –
- группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:
Не жалею, не зову, не плачу …
(С. Есенин)
ЭЛЛИПСИС –
пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:
Богаты мы, едва ли с колыбели , ошибками отцов …
(М. Лермонтов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –
расчленение конструкции:
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста:
- выразительное чтение текста;
- идейно-содержательный анализ (тема, идея текста);
- анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;
- выражение своего отношения к тексту.
Работа с упр. 115
Работа с упр. 120
:
Упр. 121, подобрать
текст художественного
стиля, § 9