СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Художественный стиль речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рассчитана не только на то, чтобы учащиеся ещё раз повторили особенности стиля, но и продолжили осваивать художественные средства. Эти знания им пригодятся на ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Художественный стиль речи"»

Художественный стиль речи

Художественный стиль речи

План работы: понятие о художественном стиле речи; его особенности; свойства художественного стиля речи; тропы и стилистические фигуры; этапы анализа художественного текста.

План работы:

  • понятие о художественном стиле речи;
  • его особенности;
  • свойства художественного стиля речи;
  • тропы и стилистические фигуры;
  • этапы анализа художественного текста.
Функциональные стили речи Разговорный  Художественный Научный  Официально-деловой Публицистический

Функциональные стили речи

Разговорный

Художественный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Понятие о художественном стиле речи и его особенности Художественный стиль  — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественная литература - вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка .

Понятие о художественном стиле речи и его особенности

Художественный стиль  — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Художественная литература - вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка .

Сфера употребления данного стиля речи: язык писателя, поэта; Задачи речи: эстетическая; создание художественных, поэтических образов; эмоциональное воздействие на человека, на его мысли и чувства; экспрессивность.

Сфера употребления данного стиля речи:

язык писателя, поэта;

Задачи речи:

эстетическая;

создание художественных, поэтических образов;

эмоциональное воздействие на человека, на его мысли и чувства;

экспрессивность.

Работа с упр. 113

Работа с упр. 113

Общие признаки: образность,  эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность; широкое использование тропов (изобразительно-выразительных средств); использование средств других стилей (особенно разговорного).

Общие признаки:

  • образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность;
  • широкое использование тропов (изобразительно-выразительных средств);
  • использование средств других стилей

(особенно разговорного).

Лексические особенности: 1. средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др.; 2. лексика публицистического стиля; 3. диалектная лексика; 4. слова высокого стиля; 5. профессионально-деловые обороты речи. великолепное зеркало озера

Лексические особенности:

1. средства художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения, метонимия, синекдоха и др.;

2. лексика публицистического стиля;

3. диалектная лексика;

4. слова высокого стиля;

5. профессионально-деловые обороты речи.

великолепное

зеркало озера

Синтаксические особенности: 1. использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций; 2. обращения, вводные слова, междометия и др.; 3. диалог, прямая речь.

Синтаксические особенности:

1. использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;

2. обращения, вводные слова, междометия и др.;

3. диалог, прямая речь.

Художественный стиль речи Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. Полилог. Сфера общения – словесно-художественное творчество. Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций. Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др. Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалекты, жаргонные слова); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя). Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.

Художественный стиль речи

Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. Полилог.

Сфера общения – словесно-художественное творчество.

Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций.

Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.

Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалекты, жаргонные слова); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.

Главная функция художественного стиля – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль – ключ к душе человека

Главная функция художественного стиля – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека

Тропы и стилистические фигуры риторическое обращение риторический вопрос анафора эпифора антитеза оксюморон градация эллипсис умолчание парцелляция эпитет метафора метонимия синекдоха сравнение гипербола литота ирония олицетворение аллегория перифраз

Тропы и стилистические фигуры

риторическое обращение

риторический вопрос

анафора

эпифора

антитеза

оксюморон

градация

эллипсис

умолчание

парцелляция

эпитет

метафора

метонимия

синекдоха

сравнение

гипербола

литота

ирония

олицетворение

аллегория

перифраз

Эпитет – оценочное, образное определение, выражающее отношение автора или героя: Твоих задумчивых ночей п розрачны й сумрак…  (А. Пушкин) Метафора – троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение): И тьмой , и холодом объята душа усталая моя. (М. Лермонтов)

Эпитет –

оценочное, образное определение, выражающее отношение автора или героя:

Твоих задумчивых ночей п розрачны й сумрак…

(А. Пушкин)

Метафора –

  • троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения (скрытое сравнение):

И тьмой , и холодом объята душа усталая моя.

(М. Лермонтов)

МЕТОНИМИЯ – троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи: Шипенье  пенистых бокалов и пунша пламень голубой …. (А. Пушкин)

МЕТОНИМИЯ –

  • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначаются с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ….

(А. Пушкин)

СИНЕКДОХА – один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между ними: И слышно было до рассвета, как ликовал  француз . (М. Лермонтов)

СИНЕКДОХА –

  • один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между

ними:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз . (М. Лермонтов)

Сравнение – троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто): Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной. (А. Пушкин)

Сравнение –

  • троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто):

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной.

(А. Пушкин)

ГИПЕРБОЛА – троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу. (А. Ахматова) ЛИТОТА – троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц ,– не более  напёрстка . (А. Грибоедов)

ГИПЕРБОЛА –

  • троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:

По неделе ни слова ни с кем не скажу , все на камне у моря сижу. (А. Ахматова)

ЛИТОТА –

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:

Ваш шпиц, прелестный шпиц ,– не более напёрстка .

(А. Грибоедов)

ИРОНИЯ – прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое. Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И. Крылов)

ИРОНИЯ –

прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (И. Крылов)

АЛЛЕГОРИЯ – троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей: сладострастия, гордыни и алчности.

АЛЛЕГОРИЯ –

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей: сладострастия, гордыни и алчности.

ПЕРИФРАЗ – троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления: Солнце русской поэзии  – Пушкин.  Царь зверей  – лев.

ПЕРИФРАЗ –

  • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:

Солнце русской поэзии – Пушкин.

Царь зверей – лев.

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.   Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии. А вы, надменные потомки … (М. Лермонтов)

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.

Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.

А вы, надменные потомки … (М. Лермонтов)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса: И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?  (А. Пушкин)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС –

такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса:

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

(А. Пушкин)

АНАФОРА – Единоначатие: Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые…  (А. Апухтин) ЭПИФОРА –  повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А. Блок)

АНАФОРА –

Единоначатие:

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

ЭПИФОРА –

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А. Блок)

АНТИТЕЗА – противопоставление: И день  и час , и письменно и устно , За правду да и нет …  (М. Цветаева) ОКСЮМОРОН – соединение логически несовместимых понятий: « Живой труп », « Мёртвые души ».

АНТИТЕЗА –

противопоставление:

И день и час , и письменно и устно ,

За правду да и нет

(М. Цветаева)

ОКСЮМОРОН –

соединение логически несовместимых понятий:

« Живой труп », « Мёртвые души ».

ГРАДАЦИЯ – группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости: Не жалею, не зову, не плачу …  (С. Есенин) ЭЛЛИПСИС – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли с колыбели , ошибками отцов …  (М. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ –

  • группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:

Не жалею, не зову, не плачу

(С. Есенин)

ЭЛЛИПСИС –

пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого:

Богаты мы, едва ли с колыбели , ошибками отцов

(М. Лермонтов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – расчленение конструкции: Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –

расчленение конструкции:

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

 ЭТАПЫ АНАЛИЗА  художественного текста: выразительное чтение текста; идейно-содержательный анализ (тема, идея текста); анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка; выражение своего отношения к тексту.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА художественного текста:

  • выразительное чтение текста;
  • идейно-содержательный анализ (тема, идея текста);
  • анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;
  • выражение своего отношения к тексту.
Работа с упр. 115 Работа с упр. 120

Работа с упр. 115

Работа с упр. 120

: Упр. 121, подобрать текст художественного стиля, § 9

:

Упр. 121, подобрать

текст художественного

стиля, § 9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!