СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Как возникают фразеологизмы? Стилистические свойства фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с неделимыми и устойчивыми словосочетаниями,  которые получили название фразеологизмы. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Как возникают фразеологизмы? Стилистические свойства фразеологизмов"»

Шестое октября.  Классная работа.

Шестое октября. Классная работа.

 Как возникают фразеологизмы?

Как возникают фразеологизмы?

 Если бы в русском языке нам были известны только значения слов, мы бы так определили значение выражения « сесть в калошу»: «принять сидячее  положение в низкой резиновой обуви …»  Но с этим определением мы действительно бы сели в калошу, т.е. « потерпев неудачу, оказались в  неловком, смешном положении ».  Подлинное значение сочетания подсказывает нам: это новое соединение, где слова преобразовались. Подобные сочетания стали неделимыми и устойчивыми, они получили название фразеологизмов , а раздел науки, изучающий их, - фразеологией.

Если бы в русском языке нам были известны только значения слов, мы бы так определили значение выражения « сесть в калошу»: «принять сидячее положение в низкой резиновой обуви …»

Но с этим определением мы действительно бы сели в калошу, т.е. « потерпев неудачу, оказались в неловком, смешном положении ».

Подлинное значение сочетания подсказывает нам: это новое соединение, где слова преобразовались. Подобные сочетания стали неделимыми и устойчивыми, они получили название фразеологизмов , а раздел науки, изучающий их, - фразеологией.

 Живут-поживают слова-детали, ими пользуются в отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например: слова – заткнуть, за, пояс и фразеологизм заткнуть за пояс ; слова – как,  сквозь, землю, провалиться и фразеологизм как сквозь землю провалиться .

Живут-поживают слова-детали, ими пользуются в отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например: слова – заткнуть, за, пояс и фразеологизм заткнуть за пояс ; слова – как, сквозь, землю, провалиться и фразеологизм как сквозь землю провалиться .

Тайна фразеологического значения  Возьмём, например, фразеологизм « делать из мухи  слона» . Одно из значений слова делать – превращать ( одно в другое ); у слова муха есть значение «нечто очень маленькое », а у слова слон – нечто чрезвычайно большое ». Фразеологизм имеет значение « необоснованно преувеличивать что-либо ».

Тайна фразеологического значения

Возьмём, например, фразеологизм « делать из мухи слона» . Одно из значений слова делатьпревращать ( одно в другое ); у слова муха есть значение «нечто очень маленькое », а у слова слоннечто чрезвычайно большое ». Фразеологизм имеет значение « необоснованно преувеличивать что-либо ».

 Назовите фразеологизм

Назовите фразеологизм

 Назовите фразеологизм

Назовите фразеологизм

Использование фразеологизмов  в речи     - Как вы думаете, обогащают ли нашу речь фразеологизмы?

Использование фразеологизмов в речи

- Как вы думаете, обогащают ли нашу речь фразеологизмы?

Происхождение фразеологизмов.  Работа учебником (§ 18) по заданиям для групп.

Происхождение фразеологизмов.

Работа учебником (§ 18) по заданиям для групп.

 Работа учебником, выполнение упражнений: Упр. 113, стр. 113 (у), упр. 115, стр. 113 (п)

Работа учебником, выполнение упражнений:

Упр. 113, стр. 113 (у),

упр. 115, стр. 113 (п)

Домашнее задание: §18, § § 8-17 повторить, Упр. 116, задание на стр. 114.

Домашнее задание:

§18, § § 8-17 повторить,

Упр. 116, задание на стр. 114.

Как вы работали? Ни шатко ни валко Рука об руку Через пень колоду Засучив рукава Не покладая рук   Тяп да ляп В поте лица

Как вы работали?

Ни шатко ни валко

Рука об руку

Через пень колоду

Засучив рукава

Не покладая рук

Тяп да ляп

В поте лица


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!