СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию "Традиционная народная тряпичная кукла в Курском костюме"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к занятию "Традиционная народная тряпичная кукла в Курском костюме" расскажет о различных видах тряпичных кукол и об особенностях костюма Курской губернии 18-19 веков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию "Традиционная народная тряпичная кукла в Курском костюме"»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области Презентация к занятию «Традиционная народная тряпичная кукла в Курском костюме»  Выполнила педагог дополнительного образования Однодворцева Татьяна Васильевна  2023 год

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области

Презентация к занятию

«Традиционная народная тряпичная кукла в Курском костюме»

Выполнила педагог дополнительного образования Однодворцева Татьяна Васильевна

2023 год

 Народная кукла Куколка народная – чудо из чудес! Нет тебя пригожее и милее нет. Мама дочке делала, всё тепло вложив… Лоскуток к лоскутику примотав, не шив. Чтоб уколов не было от судьбы лихой. Чтоб счастливой доченька выросла большой. Чтоб была подруженькой кукла ей всегда И беду и радости с ней всегда деля. Пусть живут традиции на Руси моей! Пусть играют в куколки доченьки детей!   О.Ю. Лупанчук

Народная кукла

Куколка народная – чудо из чудес!

Нет тебя пригожее и милее нет.

Мама дочке делала, всё тепло вложив…

Лоскуток к лоскутику примотав, не шив.

Чтоб уколов не было от судьбы лихой.

Чтоб счастливой доченька выросла большой.

Чтоб была подруженькой кукла ей всегда

И беду и радости с ней всегда деля.

Пусть живут традиции на Руси моей!

Пусть играют в куколки доченьки детей!

О.Ю. Лупанчук

Цель – изучить историю традиционных народных тряпичных кукол России, освоить технологию их изготовления, найти тряпичную куклу, характерную только для Курской губернии, создать готовую работу в этой технике.

Цель – изучить историю традиционных народных тряпичных кукол России, освоить технологию их изготовления, найти тряпичную куклу, характерную только для Курской губернии, создать готовую работу в этой технике.

Задачи: •  осуществить поиск, отбор и анализ литературы по избранной теме; •   изучить историю традиционных русских народных тряпичных кукол; •  освоить технологию выполнения разных видов кукол; •  найти и изготовить тряпичную куклу, характерную только для Курской губернии; •  показать окружающим, как при помощи несложной декоративно-прикладной работы можно привлечь современную молодёжь к изучению традиционных народных видов творчества.

Задачи:

осуществить поиск, отбор и анализ литературы по избранной теме;

изучить историю традиционных русских народных тряпичных кукол;

освоить технологию выполнения разных видов кукол;

найти и изготовить тряпичную куклу, характерную только для Курской губернии;

показать окружающим, как при помощи несложной декоративно-прикладной работы можно привлечь современную молодёжь к изучению традиционных народных видов творчества.

При изготовлении кукол было необходимо соблюдать несколько определённых правил: При изготовлении тряпичных кукол лицо у них не делалось. Это было наиважнейшее правило.  При изготовлении кукол нельзя было использовались колющие и режущие предметы - ножницы, ножи, иглы. При этом приходилось ткань и нити для скрепления рвать вручную.  При скреплении деталей или выделении части фигуры нужно пользоваться только красной нитью, т.к. этот цвет также считался обереговым.

При изготовлении кукол было необходимо соблюдать несколько определённых правил:

  • При изготовлении тряпичных кукол лицо у них не делалось. Это было наиважнейшее правило.
  • При изготовлении кукол нельзя было использовались колющие и режущие предметы - ножницы, ножи, иглы. При этом приходилось ткань и нити для скрепления рвать вручную.
  • При скреплении деталей или выделении части фигуры нужно пользоваться только красной нитью, т.к. этот цвет также считался обереговым.

Обрядовые куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.

Обрядовые куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.

Игровые куклы для маленьких детей делались, чтобы успокоить и развеселить их, а детей постарше, особенно девочек, в процессе изготовления кукол хотели приучить к разным видам рукоделия. В целом через игру с куклами дети учились понимать жизнь.

Игровые куклы для маленьких детей делались, чтобы успокоить и развеселить их, а детей постарше, особенно девочек, в процессе изготовления кукол хотели приучить к разным видам рукоделия. В целом через игру с куклами дети учились понимать жизнь.

Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов.

Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов.

 Основу русского народного костюма, одним из вариантов которого является народный костюм Курского края, составляет рубаха. Носили её женщины, и мужчины. Рубашка защищала от зноя, согревала в стужу. Она всегда была неразлучна с телом человека и, по представлениям наших предков, обладала магической силой.

Основу русского народного костюма, одним из вариантов которого является народный костюм Курского края, составляет рубаха. Носили её женщины, и мужчины. Рубашка защищала от зноя, согревала в стужу. Она всегда была неразлучна с телом человека и, по представлениям наших предков, обладала магической силой.

В женском костюме рубаха. носилась с сарафаном, с юбкой, с понёвой . Шились рубашки из льняного холста, из замашки, ситца, мадаполама, шёлка, кисеи, маркизета. Если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было завладеть его рубашкой и произнести несколько заклинаний. Поэтому нужно было охранить рубашку, сделать её неуязвимой. Испокон веков ведутся вышивки – обереги, их наносили на горловину, низ рукава, подол рубахи. Ворот с вышивкой оберегал голову, рукава хранили руки, подол берёг ноги. Для русской рубахи характерна простота кроя, когда все детали сшиты под прямым углом.

В женском костюме рубаха. носилась с сарафаном, с юбкой, с понёвой . Шились рубашки из льняного холста, из замашки, ситца, мадаполама, шёлка, кисеи, маркизета. Если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было завладеть его рубашкой и произнести несколько заклинаний. Поэтому нужно было охранить рубашку, сделать её неуязвимой. Испокон веков ведутся вышивки – обереги, их наносили на горловину, низ рукава, подол рубахи. Ворот с вышивкой оберегал голову, рукава хранили руки, подол берёг ноги. Для русской рубахи характерна простота кроя, когда все детали сшиты под прямым углом.

 Самый древний тип одежды в Курском крае в прошлом веке – это холщёвая рубаха, поверх которой надевали распашную набедренную одежду – юбку из домотканой шерсти чёрного цвета с полосами или в клетку, которая называется «понёва» («панёва»).

Самый древний тип одежды в Курском крае в прошлом веке – это холщёвая рубаха, поверх которой надевали распашную набедренную одежду – юбку из домотканой шерсти чёрного цвета с полосами или в клетку, которая называется «понёва» («панёва»).

Во многих районах понёва была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Увидев в музее или на фольклорном празднике женский костюм, состоящий из рубахи и тяжелой шерстяной клетчатой необычной юбки, не все назовут эту часть костюма. А это один из древних элементов женского костюма. Не юбкой называется эта часть южнорусского костюма, а именно – «понёвой».

Во многих районах понёва была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Увидев в музее или на фольклорном празднике женский костюм, состоящий из рубахи и тяжелой шерстяной клетчатой необычной юбки, не все назовут эту часть костюма. А это один из древних элементов женского костюма. Не юбкой называется эта часть южнорусского костюма, а именно – «понёвой».

Самым ярким, самым удивительным предметом русского народного традиционного женского костюма является сарафан.  Область распространения сарафана в основном соответствует границам Русского государства XVI – XVII вв. Отсутствие сарафана у белорусок и украинок свидетельствует о том, что комплекс с сарафаном сформировался в период обособления великороссов от других восточнославянских народов.

Самым ярким, самым удивительным предметом русского народного традиционного женского костюма является сарафан.

Область распространения сарафана в основном соответствует границам Русского государства XVI – XVII вв. Отсутствие сарафана у белорусок и украинок свидетельствует о том, что комплекс с сарафаном сформировался в период обособления великороссов от других восточнославянских народов.

В Курском крае сарафан был одним из распространённых видов женской одежды. Население края не было однородным, в процессе нескольких колонизационных периодов наша территория заселялась выходцами из различных регионов Российского государства. Поэтому, наверное, в нашем крае есть несколько типов сарафанов: сарафан, волосень, обликат, Саян, сумкат, сукня, шубка.

В Курском крае сарафан был одним из распространённых видов женской одежды. Население края не было однородным, в процессе нескольких колонизационных периодов наша территория заселялась выходцами из различных регионов Российского государства. Поэтому, наверное, в нашем крае есть несколько типов сарафанов: сарафан, волосень, обликат, Саян, сумкат, сукня, шубка.

Поверх сарафана и понёвы впереди надевалась «завеска» - длинный передник. Конструктивно завески были однотипными в различных местностях Курского края. Они представляли собой полотнище, которое вверху собиралось на сборку и пришивалось к «грудке». «Грудка» представляет собой небольшой прямоугольник, имевший по высоте 4- 7 и по ширине 15 – 20 сантиметров. Эта «грудка» всегда украшалась, даже если само полотнище занавески было совершенно не украшено. Основное поле завески было обычно белым, в некоторых сёлах встречались завески выполненные из пестряди, они были вытканы цветными нитками для праздничных вариантов костюма. На это указывает тот факт, что они украшены вышивкой и аппликацией .

Поверх сарафана и понёвы впереди надевалась «завеска» - длинный передник. Конструктивно завески были однотипными в различных местностях Курского края. Они представляли собой полотнище, которое вверху собиралось на сборку и пришивалось к «грудке». «Грудка» представляет собой небольшой прямоугольник, имевший по высоте 4- 7 и по ширине 15 – 20 сантиметров. Эта «грудка» всегда украшалась, даже если само полотнище занавески было совершенно не украшено. Основное поле завески было обычно белым, в некоторых сёлах встречались завески выполненные из пестряди, они были вытканы цветными нитками для праздничных вариантов костюма. На это указывает тот факт, что они украшены вышивкой и аппликацией .

 Пояс является неотъемлемой частью нашей одежды. Появились пояса в очень далёкое время. Не за стремления подчеркнуть изящество талии, природную стать носили пояса. В те времена на поясе привешивали предметы – обереги, чтобы спастись от злых духов. Пояса встречаются разнообразные: узкие и широкие, тканые, плетёные, праздничные и обыденные, мужские и женские, детские и старушечьи.

Пояс является неотъемлемой частью нашей одежды. Появились пояса в очень далёкое время. Не за стремления подчеркнуть изящество талии, природную стать носили пояса. В те времена на поясе привешивали предметы – обереги, чтобы спастись от злых духов. Пояса встречаются разнообразные: узкие и широкие, тканые, плетёные, праздничные и обыденные, мужские и женские, детские и старушечьи.

Список информационных источников Дайн Г. Л. «Русская народная игрушка» - М., 1981; Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб.: Паритет, 2003; Андреева И.В. «Традиционная и авторская игрушка. Народное искусство сквозь века» - Челябинск, 2007; Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» - М., 2007; http://redstarcup.ru/moda-i-stilnye-tendencii/istoriya-vo ... t-po-tehnologii.html  http://kbumb.ru/kuplya-prodazha/istoriya-russkih-narodnyh...iz-chego-delayutsya/ «Народный костюм Курской губернии» – Курск, 2006

Список информационных источников

Дайн Г. Л. «Русская народная игрушка» - М., 1981;

Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб.: Паритет, 2003;

Андреева И.В. «Традиционная и авторская игрушка. Народное искусство сквозь века» - Челябинск, 2007;

Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» - М., 2007;

http://redstarcup.ru/moda-i-stilnye-tendencii/istoriya-vo ... t-po-tehnologii.html

http://kbumb.ru/kuplya-prodazha/istoriya-russkih-narodnyh...iz-chego-delayutsya/

«Народный костюм Курской губернии» – Курск, 2006


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!