СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию элективного курса "Гидролиз солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию элективного курса "Гидролиз солей"»

ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕМЕ: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»  в 9 классе   Чистякова Татьяна Михайловна учитель химии первой категории МОУ «ЛИЦЕЙ №3» г. Курчатова

ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ТЕМЕ:

«ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ» в 9 классе

Чистякова Татьяна Михайловна учитель химии первой категории

МОУ «ЛИЦЕЙ №3» г. Курчатова

Цели занятия: Образовательные: Сформировать представление о процессе гидролиза солей, о его сущности. Научить учащихся составлять уравнения гидролиза солей. Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов. Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Цели занятия:

Образовательные:

  • Сформировать представление о процессе гидролиза солей, о его сущности.
  • Научить учащихся составлять уравнения гидролиза солей.
  • Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
  • Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

 Цели урока:   Развивающие : Развивать учебно-информационные навыки : умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов; Совершенствовать учебно-логические умения : умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; Развивать учебно-организационные умения : организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений. Развивать познавательный интерес

Цели урока:

Развивающие :

  • Развивать учебно-информационные навыки : умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;
  • Совершенствовать учебно-логические умения : умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
  • Развивать учебно-организационные умения : организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
  • Развивать познавательный интерес

Цели урока: Воспитательные Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения; Развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;  Развивать самостоятельность; Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Цели урока:

Воспитательные

  • Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
  • Развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • Развивать самостоятельность;
  • Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Содержание занятия 1 . Механизм гидролиза солей различного состава. 2. Суть процесса гидролиза.  3. Роль гидролиза в природе и повседневной жизни человека.

Содержание занятия

1 . Механизм гидролиза солей различного состава.

2. Суть процесса гидролиза.

3. Роль гидролиза в природе

и повседневной жизни человека.

Слово учителя: «Сегодня мы должны установить связь между химией и жизнью, межпредметные связи химии, биологии, русского языка на основе одной из важнейших тем - «ГИДРОЛИЗ».  Задача нашего занятия: выявить проникновение темы «ГИДРОЛИЗ» в повседневную жизнь человека, учиться устанавливать причинно -следственные связи между строением, свойствами веществ и их применением. »

Слово учителя:

«Сегодня мы должны установить связь между химией и жизнью, межпредметные связи химии, биологии, русского языка на основе одной из важнейших тем - «ГИДРОЛИЗ». Задача нашего занятия: выявить проникновение темы «ГИДРОЛИЗ» в повседневную жизнь человека, учиться устанавливать причинно -следственные связи между строением, свойствами веществ и их применением. »

 Требования к знаниям и умениям учащихся:    Должны знать: Определение понятия «гидролиз солей»; Сущность гидролиза солей; Зависимость среды раствора и продуктов гидролиза от состава исходной соли; Значение гидролиза в природе и жизни человека.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать:

Определение понятия «гидролиз солей»;

Сущность гидролиза солей;

Зависимость среды раствора и продуктов гидролиза от состава исходной соли;

Значение гидролиза в природе и жизни человека.

Требования к знаниям и умениям учащихся:  Должны уметь:  Объяснять процессы, протекающие в растворах солей; Предсказывать реакцию раствора в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу; Предсказывать образование кислых и основных солей в реакциях гидролиза;  Записывать сокращенные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны уметь:

  • Объяснять процессы, протекающие в растворах солей;
  • Предсказывать реакцию раствора в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу;
  • Предсказывать образование кислых и основных солей в реакциях гидролиза;
  • Записывать сокращенные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза.

«ГИДРОЛИЗ» -    от греческого   «гидро»  - вода  «лизис»  - разложение

«ГИДРОЛИЗ» - от греческого «гидро» - вода «лизис» - разложение

ТЕСТ -КОНТРОЛЬ «ОКРАСКА ЛАКМУСОВОЙ БУМАГИ  В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ» Раствор щелочи Окраска лакмусовой бумаги Синяя Раствор кислоты Среда Дистиллированная вода Красная Щелочная Ионы ОН - Бесцветная Кислотная Водопроводная вода Н + Нейтральная Н + = ОН -

ТЕСТ -КОНТРОЛЬ «ОКРАСКА ЛАКМУСОВОЙ БУМАГИ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ»

Раствор щелочи

Окраска лакмусовой бумаги

Синяя

Раствор кислоты

Среда

Дистиллированная вода

Красная

Щелочная

Ионы

ОН -

Бесцветная

Кислотная

Водопроводная вода

Н +

Нейтральная

Н + = ОН -

ТЕСТ-ИЗМЕРИТЕЛЬ «ОКРАСКА ЛАКМУСА В РАСТВОРАХ СОЛЕЙ»: хлорида алюминия   AlCl 3   Силикат натрия  Na 2 SiO 3   хлорида натрия  NaCl

ТЕСТ-ИЗМЕРИТЕЛЬ «ОКРАСКА ЛАКМУСА В РАСТВОРАХ СОЛЕЙ»:

хлорида алюминия

AlCl 3

Силикат натрия

Na 2 SiO 3

хлорида натрия

NaCl

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА «ОКРАСКА ЛАКМУСА  В РАСТВОРАХ СОЛЕЙ» Окраска лакм уса Хлорид алюминия AlCl 3 Красный Среда Силикат натрия  Na 2 SiO 3 Ионы Синий Хлорид натрия  NaCl Фиолетовый

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА «ОКРАСКА ЛАКМУСА В РАСТВОРАХ СОЛЕЙ»

Окраска лакм уса

Хлорид алюминия AlCl 3

Красный

Среда

Силикат натрия Na 2 SiO 3

Ионы

Синий

Хлорид натрия

NaCl

Фиолетовый

АЛГОРИТМ  СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ   Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.  AlCl 3  Al ( OH ) 3   HCl  слабое основание  сильная кислота   [ OH ] -    H ] +  (что  сильней  того и больше!) К  и  с  л  о  т  н  а  я среда Взять ион слабого  электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза. Al 3+ + HOH   AlOH 2+ + H + Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение.  Исходные вещества известны – соль и вода . Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ

  • Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.

AlCl 3

Al ( OH ) 3 HCl

слабое основание сильная кислота

[ OH ] - H ] +

(что сильней того и больше!) К и с л о т н а я среда

Взять ион слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза.

Al 3+ + HOH AlOH 2+ + H +

  • Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение.

Исходные вещества известны – соль и вода . Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.

 AlCl 3 + H 2 O  AlOHCl 2 + HCl Одним из продуктов данной обменной реакции  является основная соль. Сформулируем вывод :  Раствор соли, образованной  ________________, имеет _____________реакцию, так как в растворе избыток___________________.

AlCl 3 + H 2 O AlOHCl 2 + HCl

Одним из продуктов данной обменной реакции является основная соль.

Сформулируем вывод :

Раствор соли, образованной

________________, имеет _____________реакцию, так как в растворе избыток___________________.

 АЛГОРИТМ  СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ   Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль. Взять ион слабого  электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза. Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение.  Исходные вещества известны – соль и вода . Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ

  • Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.
  • Взять ион слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза.
  • Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение.

Исходные вещества известны – соль и вода . Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.

[ H ] + (что сильней того и больше!) Щ е л о ч н а я среда " width="640"

Схема гидролиза СИЛИКАТА натрия

Na 2 SiO 3

Na OH H 2 SiO 3

сильное основание слабая кислота

[ OH ] - [ H ] +

(что сильней того и больше!)

Щ е л о ч н а я среда

 Na 2 SiO 3 +H 2 O  NaHSiO 3 +NaOH  Одним из продуктов данной обменной реакции  является кислая соль. Сформулируем вывод :  Раствор соли, образованной  ________________, имеет__________реакцию, так как в растворе избыток ________________.

Na 2 SiO 3 +H 2 O NaHSiO 3 +NaOH Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод :

Раствор соли, образованной

________________, имеет__________реакцию, так как в растворе избыток ________________.

Схема гидролиза ХЛОРИДА натрия NaCl  Na OH   H Cl  сильное основание сильная кислота   [ OH ] -  =  [ H ] +   Н е й т р а л ь н а я среда

Схема гидролиза ХЛОРИДА натрия

NaCl

Na OH H Cl

сильное основание сильная кислота

[ OH ] - = [ H ] +

Н е й т р а л ь н а я среда

Механизм гидролиза хлорида натрия H 2 O  H + + OH -  Na С l   Na + + Cl -   Na + +Cl - +HOH  Cl -  + Na + + HOH  Данная соль гидролизу не подвергается.

Механизм гидролиза хлорида натрия

H 2 O H + + OH -

Na С l Na + + Cl -

Na + +Cl - +HOH Cl - + Na + + HOH

Данная соль гидролизу не подвергается.

NaCl + Н 2 О =   Сформулируем вывод :  Раствор соли, образованной__________________, имеет________________________реакцию, так как в растворе__________________________________.

NaCl + Н 2 О =

Сформулируем вывод :

Раствор соли, образованной__________________, имеет________________________реакцию, так как в растворе__________________________________.

Сформулируем  определение понятия «гидролиз»: К какому типу относятся данные реакции? Какие вещества в них участвуют? В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Сформулируем определение понятия «гидролиз»:

  • К какому типу относятся данные реакции?
  • Какие вещества в них участвуют?
  • В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

  ВЫВОД:  ГИДРОЛИЗ – это реакция обмена между некоторыми солями и водой, приводящая к  образованию слабого электролита.

ВЫВОД:

ГИДРОЛИЗ

это реакция обмена между некоторыми солями и водой, приводящая к образованию слабого электролита.

Тест Вариант 1 1. Гидролиз солей – это:  А) обменная реакция соли с водой;  Б) растворение соли в воде;  В) диссоциация соли в воде. 2. Сущность гидролиза заключается:  А) в диссоциации молекул соли на ионы;  Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;  В) в образовании молекул сильных электролитов. 3. Раствор нитрата меди ( ||)  Cu ( NO 3 ) 2 имеет  А) кислотную среду  Б) щелочную среду;  В) нейтральную среду.

Тест

Вариант 1

1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата меди ( ||) Cu ( NO 3 ) 2 имеет

А) кислотную среду

Б) щелочную среду;

В) нейтральную среду.

Тест Вариант 2 Гидролиз солей – это:  1. А) растворение соли в воде;  Б) обменная реакция соли с водой;  В) диссоциация соли в воде. 2. Сущность гидролиза заключается:  А) в диссоциации молекул соли на ионы;  Б) в образовании молекул сильных электролитов;  В) в образовании слабодиссоциирующих веществ. 3. Раствор карбоната лития Li 2 С O 3 имеет  А) кислотную среду;  Б) щелочную среду;  В) нейтральную среду.

Тест

Вариант 2

Гидролиз солей – это:

1. А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании молекул сильных электролитов;

В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор карбоната лития Li 2 С O 3 имеет

А) кислотную среду;

Б) щелочную среду;

В) нейтральную среду.

Ключ к оценке результата теста:   Верные ответы: 1 вариант:  1а, 2б, 3а,  С u 2+ + HOH  CuOH + + H + 2 вариант:  1б, 2в, 3б,   С O 3  2 - + HOH HCO 3  -   + OH  - Ключ к оценке качества выполнения теста «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки.

Ключ к оценке результата теста:

Верные ответы:

  • 1 вариант: 1а, 2б, 3а,

С u 2+ + HOH CuOH + + H +

  • 2 вариант: 1б, 2в, 3б,

С O 3 2 - + HOH HCO 3 - + OH -

Ключ к оценке качества выполнения теста

«5» - 0 ошибок;

«4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки.

Применение темы «Гидролиз» в повседневной жизни  ГРУППОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание группы №1. Определить pH среды различных сортов мыла « Dove », «Глицериновое», « Camay ».  Задание группы №2 Определение pH среды лосьонов « Sunsilk » , «Огуречный», «С lerasil » Задание группы №3 Определение pH среды шампуней « Shauma », « Dove », « Nivea ». Задание группы №4 Определение pH среды стиральных порошков «Тайд», «Ариэль», «Дени».

Применение темы «Гидролиз» в повседневной жизни

ГРУППОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание группы №1.

  • Определить pH среды различных сортов мыла « Dove », «Глицериновое», « Camay ».

Задание группы №2

  • Определение pH среды лосьонов « Sunsilk » , «Огуречный», «С lerasil »

Задание группы №3

  • Определение pH среды шампуней « Shauma », « Dove », « Nivea ».

Задание группы №4

  • Определение pH среды стиральных порошков «Тайд», «Ариэль», «Дени».
Творческое домашнее задание   Подготовить мини проекты по темам: Блеск и сила здоровых волос Рекламный проспект косметических средств «Орифлейм»  Процессы гидролиза  в повседневной жизни человека Стирка Мытье посуды Умывание с мылом Процессы пищеварения

Творческое

домашнее задание

Подготовить мини проекты по темам:

  • Блеск и сила здоровых волос
  • Рекламный проспект косметических средств «Орифлейм»

Процессы гидролиза в повседневной жизни человека

  • Стирка
  • Мытье посуды
  • Умывание с мылом
  • Процессы пищеварения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!