СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выпускной квалификационной работе на тему :"Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выпускной квалификационной работе на тему :"Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста" согласно методическим рекомендациям ФГАУО ВО КФУ им. В.И. Вернадского "Евпаторийский институт социальных наук"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выпускной квалификационной работе на тему :"Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"»

ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»  Евпаторийский институт социальных наук (филиал)    Выпускная квалификационная работа    Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста Подготовила студентка группы Е/ПО-б-з-151 Молчанова Дарья Игоревна  Научный руководитель: Колосова Наталия Николаевна

ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Выпускная квалификационная работа Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Подготовила студентка группы Е/ПО-б-з-151

Молчанова Дарья Игоревна

Научный руководитель: Колосова Наталия Николаевна

Противоречие между потребностью общества в эффективной социализации детей дошкольного возраста и недостаточным использованием для этих целей игровой деятельности. Проблема исследования : каковы педагогические условия использования игровой деятельности в процессе социализации старших дошкольников? Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования игровой деятельности в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования : процесс социализации детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
  • Противоречие между потребностью общества в эффективной социализации детей дошкольного возраста и недостаточным использованием для этих целей игровой деятельности.
  • Проблема исследования : каковы педагогические условия использования игровой деятельности в процессе социализации старших дошкольников?
  • Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования игровой деятельности в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.
  • Объект исследования : процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.
  • Предмет исследования : педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
 Задачи исследования   1. Уточнить основные теоретические положения исследуемой работы;   2. Изучить психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста .  3. Определить специфику игровой деятельности как средства социализации детей дошкольного возраста .  4. Выявить уровень социализации детей старшего дошкольного возраста .  5. Обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности .

Задачи исследования 1. Уточнить основные теоретические положения исследуемой работы; 2. Изучить психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста . 3. Определить специфику игровой деятельности как средства социализации детей дошкольного возраста . 4. Выявить уровень социализации детей старшего дошкольного возраста . 5. Обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности .

Гипотеза исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста будет более успешной в случае реализации следующих педагогических условий: обеспечение развивающего потенциала предметно-игровой среды группы, привлечение старших дошкольников к совместной игровой деятельности, педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью детей.

Гипотеза исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста будет более успешной в случае реализации следующих педагогических условий: обеспечение развивающего потенциала предметно-игровой среды группы, привлечение старших дошкольников к совместной игровой деятельности, педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью детей.

Понятие «социализация» в… Социологии Принятие индивидом групповых норм, убеждений, ценностей характерных для групп, членства в которых он добивается Философии Идейно-нравственная категория, связанная с потребностями человека Важнейший фактор межличностного взаимодействия и общения и процесс становления личности Психологии Педагогике Процесс создания оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование потребности в саморазвитии

Понятие «социализация» в…

Социологии

Принятие индивидом групповых норм, убеждений, ценностей характерных для групп, членства в которых он добивается

Философии

Идейно-нравственная категория, связанная с потребностями человека

Важнейший фактор межличностного взаимодействия и общения и процесс становления личности

Психологии

Педагогике

Процесс создания оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование потребности в саморазвитии

Социологический подход Интраиндивидуальный подход Факторно-институциональный подход Процесс социализации Интеракционистский подход Интериоризационный подход

Социологический подход

Интраиндивидуальный подход

Факторно-институциональный подход

Процесс социализации

Интеракционистский подход

Интериоризационный подход

Основа  социализации Социальный опыт ребенка Формирование образа мира Отношение к миру взрослых и сверстников Формирование собственной индивидуальности

Основа социализации

Социальный опыт ребенка

Формирование образа мира

Отношение к миру взрослых и сверстников

Формирование собственной индивидуальности

Самостоятельная деятельность свободная от обязанностей перед взрослыми Эмоциональная насыщенность связанная с исполнением ролей Творческая основа. Проявление инициативы, фантазии, смекалки, эмоций, чувств Самоорганизация в выборе игры, её содержании, правил, свободном участии в ней Специфические признаки игры

Самостоятельная деятельность свободная от обязанностей перед взрослыми

Эмоциональная насыщенность связанная с исполнением ролей

Творческая основа. Проявление инициативы, фантазии, смекалки, эмоций, чувств

Самоорганизация в выборе игры, её содержании, правил, свободном участии в ней

Специфические признаки игры

Критерии и показатели социализации детей старшего дошкольного возраста

Когнитивный

  • Знание норм социального поведения и умение их придерживаться, понимание специфики ситуации общения.
  • Знание норм социального поведения и умение их придерживаться, понимание специфики ситуации общения.

Эмоциональный

  • Владение социально принятыми способами выражения эмоций, эмоциональная направленность на сверстников в группе, способность строить бесконфликтные взаимоотношения.
  • Владение социально принятыми способами выражения эмоций, эмоциональная направленность на сверстников в группе, способность строить бесконфликтные взаимоотношения.

Коммуникативный

  • Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать собственное мнение.
  • Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать собственное мнение.

Диагностические методики на выявление уровня сформированности критериев и показателей социализации детей старшего дошкольного возраста

Когнитивный критерий

  • Беседа с воспитателями, психологом
  • Диагностическое задание «Карандаш»
  • Диагностическое задание «Не поделили игрушку»
  • Знание норм социального поведения Умение придерживаться норм социального поведения в практической деятельности Понимание специфики ситуации общения
  • Знание норм социального поведения
  • Умение придерживаться норм социального поведения в практической деятельности
  • Понимание специфики ситуации общения
  • Диагностическое задание «Можно и нельзя»
  • Диагностическое задание «Отражение чувств»
  • Беседа с детьми «Дружба в группе»

Эмоциональный критерий

  • Умение владеть социально принятыми способами выражения эмоций Эмоциональная направленность на сверстников Умение строить бесконфликтные отношения
  • Умение владеть социально принятыми способами выражения эмоций
  • Эмоциональная направленность на сверстников
  • Умение строить бесконфликтные отношения
  • Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками Умение детей взаимодействовать в процессе игровой деятельности Умение ребенка выслушать другого, спокойно отстаивать свои взгляды
  • Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками
  • Умение детей взаимодействовать в процессе игровой деятельности
  • Умение ребенка выслушать другого, спокойно отстаивать свои взгляды

Коммуникативный критерий

  • Наблюдение за детьми
  • Диагностическое задание «Что ты скажешь?»
  • Диагностическое задание «Необитаемый остров»
Общий уровень социализации детей старшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента) Группа Высокий уровень % Экспериментальная 11,9 Средний уровень % Контрольная Низкий уровень 54,7 13,8 % 33,4 58,2 28,0

Общий уровень социализации детей старшего дошкольного возраста

(на констатирующем этапе эксперимента)

Группа

Высокий уровень %

Экспериментальная

11,9

Средний уровень %

Контрольная

Низкий уровень

54,7

13,8

%

33,4

58,2

28,0

Реализованные педагогические условия в ходе работы (на формирующем этапе) № Педагогические условия 1 Содержание Обеспечение развивающего потенциала предметно-игровой среды группы 2 Обновление игровых уголков, добавление новых сюжетов для традиционных сюжетно-ролевых игр, добавление новых элементов для игр. Привлечение старших дошкольников к совместной игровой деятельности 3 Проведение игровых упражнений с целью взаимодействия социально-неадаптированных детей со сверстниками, формируя уверенность в себе Педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью а) создание доброжелательной атмосферы; б) воспитатель в процессе игры выступает консультантом или участником наравне с остальными; в) помощь перехода детям от предметно игровых действий к ролевому взаимодействию; г) акцентирование внимания на творческом развитии сюжета; д) обеспечение условий, при которых игра не только учит и воспитывает, но и приносит удовольствие и радость.

Реализованные педагогические условия в ходе работы

(на формирующем этапе)

Педагогические условия

1

Содержание

Обеспечение развивающего потенциала предметно-игровой среды группы

2

Обновление игровых уголков, добавление новых сюжетов для традиционных сюжетно-ролевых игр, добавление новых элементов для игр.

Привлечение старших дошкольников к совместной игровой деятельности

3

Проведение игровых упражнений с целью взаимодействия социально-неадаптированных детей со сверстниками, формируя уверенность в себе

Педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью

а) создание доброжелательной атмосферы; б) воспитатель в процессе игры выступает консультантом или участником наравне с остальными; в) помощь перехода детям от предметно игровых действий к ролевому взаимодействию; г) акцентирование внимания на творческом развитии сюжета; д) обеспечение условий, при которых игра не только учит и воспитывает, но и приносит удовольствие и радость.

Правила проведения игровых упражнений Свободное Рефлексия участие Осознанности Взаимоуважение

Правила проведения игровых упражнений

Свободное

Рефлексия

участие

Осознанности

Взаимоуважение

Систематизация игровых упражнений, направленных на социализацию детей старшего дошкольного возраста (на формирующем этапе) Блок Игровой блок 1 Цель Когнитивный 2 3 Примеры игровых упражнений Формирование умения эффективно взаимодействовать в группе, усвоение моделей поведения в конфликтной ситуации Эмоциональный Коммуникативный « Сломанный телефон», «Солнечный зайчик», «Невербальная сказка», «Капитан» и др. Привитие детям базовых социальных навыков: формирование интереса к сверстникам, умение уважать их мнение, умение передавать и понимать эмоциональное состояние других людей «Волшебные очки», «Закончи предложение», «Волны», «Найди пару», «Передача чувств», «Поводырь», «Рассмеши печального друга», «Улыбка по кругу», «Отгадай подарок» и др. Выработка навыков внимательно слушать другого, поддержать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, четко и понятно выражать свои взгляды «Азбука почемучек», «Через стекло», «Магазин игрушек», «Вежливые слова», «Жизнь в лесу», «Путаница», «Сороконожка» и др.

Систематизация игровых упражнений, направленных на социализацию детей старшего дошкольного возраста (на формирующем этапе)

Блок

Игровой блок

1

Цель

Когнитивный

2

3

Примеры игровых упражнений

Формирование умения эффективно взаимодействовать в группе, усвоение моделей поведения в конфликтной ситуации

Эмоциональный

Коммуникативный

« Сломанный телефон», «Солнечный зайчик», «Невербальная сказка», «Капитан» и др.

Привитие детям базовых социальных навыков: формирование интереса к сверстникам, умение уважать их мнение, умение передавать и понимать эмоциональное состояние других людей

«Волшебные очки», «Закончи предложение», «Волны», «Найди пару», «Передача чувств», «Поводырь», «Рассмеши печального друга», «Улыбка по кругу», «Отгадай подарок» и др.

Выработка навыков внимательно слушать другого, поддержать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, четко и понятно выражать свои взгляды

«Азбука почемучек», «Через стекло», «Магазин игрушек», «Вежливые слова», «Жизнь в лесу», «Путаница», «Сороконожка» и др.

Формированию эмоционального отклика на игровых партнеров Увеличению объема знаний о социуме Обогащению тематики игр Совместные действия в игре способствуют… Формированию навыков успешного взаимодействия Совершенствованию опыта построения отношений в кругу сверстников

Формированию эмоционального отклика на игровых партнеров

Увеличению объема знаний о социуме

Обогащению тематики игр

Совместные действия в игре способствуют…

Формированию навыков успешного взаимодействия

Совершенствованию опыта построения отношений в кругу сверстников

Уровень сформированности эмоционального критерия социализации детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента Группа Высокий уровень Количество детей Экспериментальная 8 Средний уровень % Контрольная 28,6 Количество детей 5 % Низкий уровень   19 17,3 67,8 Количество детей 18 1 % 62 3,6 6 20,7 Уровень сформированности коммуникативного критерия социализации детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента Группа Высокий уровень Экспериментальная Количество детей Средний уровень % Контрольная 8 Количество детей 6 28,6 % 19 Низкий уровень 20,7 Количество детей 67,9 18 % 62,1 1 3,5 5 17,2

Уровень сформированности эмоционального критерия социализации детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

Группа

Высокий уровень

Количество детей

Экспериментальная

8

Средний уровень

%

Контрольная

28,6

Количество детей

5

%

Низкий уровень

  19

17,3

67,8

Количество детей

18

1

%

62

3,6

6

20,7

Уровень сформированности коммуникативного критерия социализации детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

Группа

Высокий уровень

Экспериментальная

Количество детей

Средний уровень

%

Контрольная

8

Количество детей

6

28,6

%

19

Низкий уровень

20,7

Количество детей

67,9

18

%

62,1

1

3,5

5

17,2

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!