ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Выпускная квалификационная работа Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Подготовила студентка группы Е/ПО-б-з-151
Молчанова Дарья Игоревна
Научный руководитель: Колосова Наталия Николаевна
- Противоречие между потребностью общества в эффективной социализации детей дошкольного возраста и недостаточным использованием для этих целей игровой деятельности.
- Проблема исследования : каковы педагогические условия использования игровой деятельности в процессе социализации старших дошкольников?
- Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования игровой деятельности в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.
- Объект исследования : процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.
- Предмет исследования : педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования 1. Уточнить основные теоретические положения исследуемой работы; 2. Изучить психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста . 3. Определить специфику игровой деятельности как средства социализации детей дошкольного возраста . 4. Выявить уровень социализации детей старшего дошкольного возраста . 5. Обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности .
Гипотеза исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста будет более успешной в случае реализации следующих педагогических условий: обеспечение развивающего потенциала предметно-игровой среды группы, привлечение старших дошкольников к совместной игровой деятельности, педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью детей.
Понятие «социализация» в…
Социологии
Принятие индивидом групповых норм, убеждений, ценностей характерных для групп, членства в которых он добивается
Философии
Идейно-нравственная категория, связанная с потребностями человека
Важнейший фактор межличностного взаимодействия и общения и процесс становления личности
Психологии
Педагогике
Процесс создания оптимальных условий для духовно-нравственной адаптации индивида к традициям социума, формирование потребности в саморазвитии
Социологический подход
Интраиндивидуальный подход
Факторно-институциональный подход
Процесс социализации
Интеракционистский подход
Интериоризационный подход
Основа социализации
Социальный опыт ребенка
Формирование образа мира
Отношение к миру взрослых и сверстников
Формирование собственной индивидуальности
Самостоятельная деятельность свободная от обязанностей перед взрослыми
Эмоциональная насыщенность связанная с исполнением ролей
Творческая основа. Проявление инициативы, фантазии, смекалки, эмоций, чувств
Самоорганизация в выборе игры, её содержании, правил, свободном участии в ней
Специфические признаки игры
Критерии и показатели социализации детей старшего дошкольного возраста
Когнитивный
- Знание норм социального поведения и умение их придерживаться, понимание специфики ситуации общения.
- Знание норм социального поведения и умение их придерживаться, понимание специфики ситуации общения.
Эмоциональный
- Владение социально принятыми способами выражения эмоций, эмоциональная направленность на сверстников в группе, способность строить бесконфликтные взаимоотношения.
- Владение социально принятыми способами выражения эмоций, эмоциональная направленность на сверстников в группе, способность строить бесконфликтные взаимоотношения.
Коммуникативный
- Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать собственное мнение.
- Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать собственное мнение.
Диагностические методики на выявление уровня сформированности критериев и показателей социализации детей старшего дошкольного возраста
Когнитивный критерий
- Беседа с воспитателями, психологом
- Диагностическое задание «Карандаш»
- Диагностическое задание «Не поделили игрушку»
- Знание норм социального поведения Умение придерживаться норм социального поведения в практической деятельности Понимание специфики ситуации общения
- Знание норм социального поведения
- Умение придерживаться норм социального поведения в практической деятельности
- Понимание специфики ситуации общения
- Диагностическое задание «Можно и нельзя»
- Диагностическое задание «Отражение чувств»
- Беседа с детьми «Дружба в группе»
Эмоциональный критерий
- Умение владеть социально принятыми способами выражения эмоций Эмоциональная направленность на сверстников Умение строить бесконфликтные отношения
- Умение владеть социально принятыми способами выражения эмоций
- Эмоциональная направленность на сверстников
- Умение строить бесконфликтные отношения
- Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками Умение детей взаимодействовать в процессе игровой деятельности Умение ребенка выслушать другого, спокойно отстаивать свои взгляды
- Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками
- Умение детей взаимодействовать в процессе игровой деятельности
- Умение ребенка выслушать другого, спокойно отстаивать свои взгляды
Коммуникативный критерий
- Наблюдение за детьми
- Диагностическое задание «Что ты скажешь?»
- Диагностическое задание «Необитаемый остров»
Общий уровень социализации детей старшего дошкольного возраста
(на констатирующем этапе эксперимента)
Группа
Высокий уровень %
Экспериментальная
11,9
Средний уровень %
Контрольная
Низкий уровень
54,7
13,8
%
33,4
58,2
28,0
Реализованные педагогические условия в ходе работы
(на формирующем этапе)
№
Педагогические условия
1
Содержание
Обеспечение развивающего потенциала предметно-игровой среды группы
2
Обновление игровых уголков, добавление новых сюжетов для традиционных сюжетно-ролевых игр, добавление новых элементов для игр.
Привлечение старших дошкольников к совместной игровой деятельности
3
Проведение игровых упражнений с целью взаимодействия социально-неадаптированных детей со сверстниками, формируя уверенность в себе
Педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью
а) создание доброжелательной атмосферы; б) воспитатель в процессе игры выступает консультантом или участником наравне с остальными; в) помощь перехода детям от предметно игровых действий к ролевому взаимодействию; г) акцентирование внимания на творческом развитии сюжета; д) обеспечение условий, при которых игра не только учит и воспитывает, но и приносит удовольствие и радость.
Правила проведения игровых упражнений
Свободное
Рефлексия
участие
Осознанности
Взаимоуважение
Систематизация игровых упражнений, направленных на социализацию детей старшего дошкольного возраста (на формирующем этапе)
Блок
Игровой блок
1
Цель
Когнитивный
2
3
Примеры игровых упражнений
Формирование умения эффективно взаимодействовать в группе, усвоение моделей поведения в конфликтной ситуации
Эмоциональный
Коммуникативный
« Сломанный телефон», «Солнечный зайчик», «Невербальная сказка», «Капитан» и др.
Привитие детям базовых социальных навыков: формирование интереса к сверстникам, умение уважать их мнение, умение передавать и понимать эмоциональное состояние других людей
«Волшебные очки», «Закончи предложение», «Волны», «Найди пару», «Передача чувств», «Поводырь», «Рассмеши печального друга», «Улыбка по кругу», «Отгадай подарок» и др.
Выработка навыков внимательно слушать другого, поддержать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, четко и понятно выражать свои взгляды
«Азбука почемучек», «Через стекло», «Магазин игрушек», «Вежливые слова», «Жизнь в лесу», «Путаница», «Сороконожка» и др.
Формированию эмоционального отклика на игровых партнеров
Увеличению объема знаний о социуме
Обогащению тематики игр
Совместные действия в игре способствуют…
Формированию навыков успешного взаимодействия
Совершенствованию опыта построения отношений в кругу сверстников
Уровень сформированности эмоционального критерия социализации детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Группа
Высокий уровень
Количество детей
Экспериментальная
8
Средний уровень
%
Контрольная
28,6
Количество детей
5
%
Низкий уровень
19
17,3
67,8
Количество детей
18
1
%
62
3,6
6
20,7
Уровень сформированности коммуникативного критерия социализации детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Группа
Высокий уровень
Экспериментальная
Количество детей
Средний уровень
%
Контрольная
8
Количество детей
6
28,6
%
19
Низкий уровень
20,7
Количество детей
67,9
18
%
62,1
1
3,5
5
17,2
Спасибо за внимание!