Взаимосвязь уровня перфекционизма и эмоционального выгорания в деятельности педагога
Исполнитель:
студент группы Ср– 411с ППОо Е.А. Мамаева
Руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ППР
Института ППО РГППУ О.Н. Шахматова
Перфекционизм - качество личности, проявляющееся в завышенных требованиях к себе и совершенству во всем. Эмоциональное выгорание - это синдром, проявляющийся продолжительной реакцией на хронический стресс, возникающий при работе с людьми.
Перфекционизм
Деструктивный
Конструктивный
Цель исследования - выявление особенности взаимосвязи показателей перфекционизма и эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Объект исследования – перфекционизм педагогов. Предмет исследования – взаимосвязь перфекционизма и профессионального выгорания педагогов
Гипотезы исследования: 1. Имеются специфические особенности в проявлении перфекционизма и профессионального выгорания в педагогическом коллективе по половому признаку; 2. Имеются специфические особенности в проявлении перфекционизма и профессионального выгорания у педагогов с различным профессиональным стажем; 3. Существуют взаимосвязи между компонентами перфекционизма и элементами эмоционального выгорания.
Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность и основное содержание понятий перфекционизм и профессиональное выгорание; 2. Изучить специфику деятельности педагогических работников; 3. Провести сравнительный анализ выраженности перфекционизма и эмоционального выгорания с учетом полового признака и педагогического стажа; 4. выявить взаимосвязи перфекционизма и педагогического выгорания; 5. разработать программу, направленную на формирование конструктивного перфекционизма и профилактику эмоционального выгорания у педагогов.
Методы исследования: • теоретические; • эмпирические; • методы математической статистики. База исследования: МКОУ «Усть-Салдинская СОШ». Участники исследования: педагоги ОУ. Всего 40 человек. Из них 7 мужчин и 33 женщины. Средний возраст: 36,5
Выборка для эмпирического исследования
Численное соотношение по половому признаку
Группа
мужчины
Группа
7
Численное соотношение по
женщины
педагогическому стажу
1 подгруппа
33
1-5 лет
2 подгруппа
11
6-10 лет
3 подгруппа
12
4 подгруппа
11-20 лет
3
Более 21 года
14
1. Опросник «Многомерная школа перфекционизма Хьюитта-Флетта» (адаптация И.И.Грачевой) Цель исследования: Измерение уровня перфекционизма, определение характера соотношения его составляющих у испытуемого. 2. Опросник «Диагностика эмоционального выгорания» (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) Цель исследования: Изучение степени эмоционального выгорания.
Результаты описательного анализа Результаты по методике «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта».
Перфекционизм, ориентированный на себя
Высокий
Перфекционизм, ориентированный на других
25%
Средний
Социально предписанный перфекционизм
62%
28%
Низкий
44%
13%
Общий уровень перфекционизма
22%
28%
50%
15%
60%
28%
25%
Результаты по методике «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта».
Результаты по методике «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта». В группах по полу
Мужчины
Высокий
Общий уровень
Средний
перфекционизма
29%
Женщины
Низкий
29%
Высокий
42%
18%
Средний
Низкий
67%
15%
Результаты по методике «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта». В подгруппах по полу
Результаты по методике «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта». В подгруппах по стажу
Подгруппа 1-
1-5 лет (28%)
Общий
Высокий
36%
уровень
Средний
перфекционизма
Низкий
55%
Подгруппа 2-
6-10 лет (30%)
9%
Высокий
Средний
17%
58%
Подгруппа 3-
Низкий
11-20 лет (8%)
Высокий
25%
33%
Средний
33%
Низкий
Подгруппа 4-
Более 21 года (34%)
33%
Высокий
Средний
22%
70%
Низкий
8%
Результаты по методике «Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта». в подгруппах по стажу
Результаты по методике «Диагностика эмоционального выгорания»
Эмоциональное истощение
Высокий
7%
Деперсонализация
Средний
Низкий
Редукция личностных достижений
13%
40%
53%
13%
35%
35%
52%
52%
Результаты по методике «Диагностика эмоционального выгорания»
Результаты по методике «Диагностика эмоционального выгорания» в подгруппах по стажу
Подгруппа 1-
1-5 лет (28%)
Высокий
Эмоциональное истощение
55%
Средний
Деперсонализация
72%
Редукция личностных достижений
Низкий
Подгруппа 2-
36%
6-10 лет (30%)
28%
9%
28%
Высокий
8%
63%
0%
Средний
50%
9%
Подгруппа 3 -
Низкий
50%
11-20 лет (8%)
58%
Высокий
42%
33%
57%
25%
Средний
17%
43%
17%
36%
Подгруппа 4-
Низкий
7%
Более 21 года (34%)
36%
36%
Высокий
Средний
57%
57%
21%
7%
36%
43%
Низкий
36%
7%
36%
57%
21%
7%
Результаты по методике «Диагностика эмоционального выгорания» в подгруппах по полу
Мужчины (18%)
Эмоциональное
Высокий
72%
истощение
Средний
Деперсонализация
Низкий
Редукция личностных достижений
14%
Женщины (82%)
72%
14%
57%
Высокий
28%
Средний
45%
43%
0%
0%
45%
48%
Низкий
36%
10%
42%
42%
16%
16%
Результаты сравнительного анализа Критерий U- Манна-Уитни
Шкалы методик
Критерий
U-Манну-Уитни
Уровень значимости
Перфекционизм, ориентированный на себя
Средний ранг
7,500
Перфекционизм, ориентированный на других
113,500
Женщины
,119
Социально предписанный перфекционизм
,945
100,500
21,83
Мужчины
Эмоциональное истощение
14,21
,601
20,56
77,000
Деперсонализация
20,21
20,95
Редукция личностных достижений
,180
68,500
18,36
81,500
19,33
,093
19,08
26,00
,232
27,21
21,53
15,64
Результаты сравнительного анализа Критерий Краскела-Уолесса
Шкалы методик
Критерий Краскела-Уоллиса
Перфекционизм, ориентированный на себя
Уровень значимости
1,000
Средний ранг
Перфекционизм, ориентированный на других
Стаж 1-5 лет
,317
Социально предписанный перфекционизм
,000
Стаж 6-10 лет
19,57
Эмоциональное истощение
1,000
,250
Стаж 11-20 лет
13,69
Деперсонализация
2,291
,617
20,57
Стаж более 21 года
17,92
11,13
14,21
Редукция личностных достижений
,130
,255
12,33
2,250
14,94
20,36
,614
15,33
24,29
15,56
16,42
,134
14,00
1392
16,39
11,00
15,14
2125
14,11
16,58
11,94
16,67
9,89
Результаты корреляционного анализа критерий Ч. Спирмена
Корреляции
РО Спирмена
ПОС
ПОС
Коэффициент корреляции
ПОД
Знач.(двухсторонняя)
1,000
N
-
,394*
ПОД
СПП
40
Общ.ур
Коэффициент корреляции
,012
,366*
40
,020
Знач.(двухсторонняя)
,394
,738**
Эм.истощение
1,000
,012
СПП
N
40
Деперсонализация
,000
-,229
редукция
Коэффициент корреляции
,156
40
40
-
-,093
,545*
40
,000
,736**
,366*
,569
,158
Знач.(двухсторонняя)
40
,545**
40
,020
Общ.ур
N
,000
,330
,067
40
,029
40
40
Коэффициент корреляции
40
1,000
,000
,683
40
-
,860
738**
,806**
,069
40
Знач.(двухсторонняя)
,736*
,000
N
40
,673
Примечание: ПОС- Перфекционизм, ориентированный на себя, ПОД – перфекционизм, ориентированный на других, СПП – социально предписанный перфекционизм, Общ.ур – общий уровень перфекционизма, эм.истощение – эмоциональное истощение, редукция – редукция профессиональных достижений
40
,194
,000
,138
40
,000
,806**
40
,231
40
-,101
,000
1,000
40
40
,396
40
,534
-
40
,037
40
,055
40
,818
,736
,093
40
,569
40
40
Результаты корреляционного анализа
Перфекционизм, ориентированный на себя
Коэффициент корреляции
Эмоциональное истощение
-,229
Значимость (двухсторонняя)
деперсонализация
Редукция профессиональных достижений
-,093
,156
N
Перфекционизм, ориентированный на других
,158
Коэффициент корреляции
,569
40
Значимость (двухсторонняя)
,067
40
,330
40
,029
,683
N
Социально предписанный перфекционизм
,069
Коэффициент корреляции
,860
40
Значимость (двухсторонняя)
,194
40
,673
40
,231
,138
N
Общий уровень перфекционизма
-,101
,396
40
Коэффициент корреляции
40
,534
,037
Значимость (двухсторонняя)
40
,055
,818
N
,093
,736
40
,569
40
40
Программа, направленная на развитие конструктивного перфекционизма и профилактику эмоционального выгорания у педагогов
Цель: формирование конструктивного перфекционизма и профилактика эмоционального выгорания у педагогов образовательных учреждений.
Задачи:
- обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний и способам адекватной оценки профессиональных и личностных характеристик своих и окружающих;
- обучение педагогов приемам тайм-менеджмента;
- формирование начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов;
Программа
Участники программы: педагоги ОУ
Численность группы: 8-12 человек
Общая продолжительность: 36часов (18 занятий)
Выводы:
В результате применения комплекса методов математической статистики мы сделали следующие выводы:
1. Существует тенденция к проявлению взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов.
Спасибо за внимание!