Эпиграф к уроку:
«Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах»
Вильгельм Швебель
Тема урока:
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Установите соответствие между термином и его определением.
Термин
Определение
1. Генотип
А. Организм (клетка), содержащий два разных аллельных гена.
2. Фенотип
Б. Подавляющий признак, проявляется у гетерозигот.
3. Доминантный признак
4. Рецессивный признак
В. Организм (клетка), содержащий два одинаковых аллельных гена.
Г. Совокупность всех признаков и свойств организма.
5. Гомозигота
Д. Подавляемый признак, не проявляется у гетерозигот.
6. Гетерозигота
Е. Совокупность всех генов организма.
7. Аллельные гены
Ж. Гены, ответственные за развитие одного признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.
Реши задачу :
У собак короткая шерсть доминирует над длинной шерстью. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная.
Анализирующее скрещивание
Генетика пола.
Пол — совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизведение потомства и передачу наследственной информации.
Механизмы определения пола
Фенотипический (на пол влияют условия среды)
Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов)
Геномный
Хромосомный
Вариант наследования пола (пчела)
♂ 16=n
×
Р
♀ 32=2n
матка
трутень
n
G
n
n
Неоплодотворённая яйцеклетка
32=2n
32=2n
16=n
?
?
?
F 1
трутни
рабочая пчела
матка
Известно, что большинство животных и двудомных растений являются раздельнополыми организмами, причём внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола.
Как в природе обеспечивается равное соотношение полов?
А
G
Хромосомные комплексы самки (♀) и самца (♂) плодовой мушки дрозофилы
А
А
А
А
Х
А
А
У
Х
Х
♀
♂
Понятия
- Кариотип – совокупность признаков полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида.
- Аутосомы - хромосомы, одинаковые у женского и мужского организмов.
- Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга.
Кариотип
Вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строго соотношения 1:1.
Новорождённые
Юношеский возраст
К 50 годам
К 85 годам
- на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика
- на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика
- на 100 юношей -100 девушек
- на 100 юношей -100 девушек
- на 100 женщин - 85 мужчин
- на 100 женщин
- - 85 мужчин
- на 100 женщин – всего 50 мужчин
- на 100 женщин – всего 50 мужчин
Вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью.
Закончите фразу:
«Пол, образующий одинаковые
гаметы называется ………………… ,
гетерогаметный пол – это пол
………………………………… . ».
гомогаметный
образующий разные гаметы
Механизм определения пола у человека
Р
♂ 44А+ХУ
♀ 44А+ХХ
__
G
22А+У
22А+Х
22А+Х
22А+Х
гетерогаметность
гомогаметность
44А+ХХ
44А+ХУ
44А+ХУ
44А+ХХ
F1
?
?
Типы хромосомного определения пола
ХХ - ♀;
ХУ- ♂
ХХ - ♂;
Человек, млекопитающие, двукрылые насекомые
ХУ-♀
Х0 -♀; ХХ -♂
Птиц, рыб, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, бабочки
Х0 - ♂;
Моль
ХХ -♀
Прямокрылые, клопы, жуки, пауки
ZW-система детерминации пола обратна XY-системе : самки имеют две различные половые хромосомы (ZW), а самцы — две одинаковые (ZZ).
Наследование признака пола у птиц
×
ХХ
ХУ
Р
У
G
Х
Х
Х
Гомогаметный пол
Гетерогаметный пол
ХУ
ХУ
ХХ
ХХ
F 1
Вариант наследования пола (моль)
×
Р
♂ ХХ
♀ ХО
самец
самка
G
Х
Х
О
Х
ХХ
ХХ
ХО
F 1
ХО
Вариант наследования пола (кузнечик)
×
Р
♂ ХО
♀ ХХ
самец
самка
G
О
Х
Х
Х
ХХ
ХО
ХХ
ХО
F 1
Какие цитологические основы скрыты в сцепленном с полом наследовании?
Как вы думаете, какая хромосома – Х или Y – несёт на себе больше генов?
У
78
Х
150
Х-хромосома содержит больше генов и они определяют важные функции организма, вызывая различные заболевания.
У-хромосома содержит гены контролирующие пол и гены , которые вызывают патологии.
Сращение пальцев
Свертываемость крови
Гипертрихоз
Мышечная дистрофия Дюшенна
Наличие потовых желез
Цветовое зрение
Гипоплазия эмали
Молекулярные (генные болезни)
Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.
«Викторианская болезнь» или «царская болезнь» наследование гемофилии в родословной потомков английской королевы Виктории ( ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей).
Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых
здоровая женщина
носительница гена гемофилии
здоровый мужчина
гемофилик
Альберт
Виктория
1819 - 1901
Алиса
Людовик IV
Гессен –
Дармштадский
Александра Федоровна
Николай II
?
?
?
?
Ольга
Татьяна
Анастасия
Мария
Алексей
Варианты наследования гена гемофилии
Генотип
Фенотип
X H X H
Здоровая женщина
X H X h
Здоровая женщина (носитель)
X H Y
Здоровый мужчина
X h Y
X h X h
Мужчина - гемофилик
Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален.
Дальтонизм – аномалия, сцепленная с полом
ТАК ВИДИТ НОРМАЛЬНЫЙ ГЛАЗ ГЛАЗ ДАЛЬТОНИКА
Наследование дальтонизма
Х D - нормальное зрение Х D Х D - ?
Х d - дальтонизм Х D Х d - ?
Y - не несет гена Х D Y - ?
Х d Y - ?
Репродукция картины Джорджоне
Выполненная художником с нормальным цветовым зрением
Выполненная художником дальтоником
Будут ли сыновья этих художников дальтониками? От чего это зависит?
Наследование, сцепленное с полом
Дано:
А – черный окрас
В – рыжий окрас
ХХ – кошка ХУ - кот
F 1 - ?
?
?
Х А Х А
Черная кошка
Черный кот
Х А У
?
?
Рыжая кошка
Х В Х В
Рыжий кот
Х В У
?
Черепаховая
кошка
Х А Х В
Черепаховые коты – отсутствуют, т.к. у котов только одна Х-хромосома
Задача 1
- У здоровых по цветовому зрению родителей родился сын – дальтоник. Какова вероятность рождения второго сына с такой же аномалией?
- У здоровых по цветовому зрению родителей родился сын – дальтоник. Какова вероятность рождения второго сына с такой же аномалией?
Задача 2
- У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имели эту аномалию, а мать здорова. 1) Какова вероятность в % что сын унаследует эту аномалию? 2) Какова вероятность в % рождения в этой семье дочери с той же аномалией?
- У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имели эту аномалию, а мать здорова.
- 1) Какова вероятность в % что сын унаследует эту аномалию?
- 2) Какова вероятность в % рождения в этой семье дочери с той же аномалией?
Задача 3
- Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын?
- Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын?
Задача 4
- У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции?
- У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции?
Задача 5
- Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом?
- Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом?
Рефлексия
Закончить устно некоторые из предложений.
- 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
- 2) Больше всего мне понравилось_________ .
- 3) Самым интересным сегодня на уроке было__
- 4) Самым сложным для меня сегодня было__
- 5) Сегодня на уроке я почувствовал____
- 6) Сегодня я понял ____________
- 7) Сегодня я научился _________
- 8) Сегодня я задумался _________
- 9) Сегодняшний урок показал мне __________
- 10) На будущее мне надо иметь в виду_________
Интернет - ресурсы
- ppt4web.ru › Презентации по Биологии › Генетика пола
- myshared.ru › Наследование
- nsportal.ru › shkola … prezentatsiya-genetika-pola …s…
- geo- bio.ru › genetika - pola - prezentaciya …klassa.html
- prezentacii.org › prezentacii…462-genetika-pola.html
- https://www.ochkov.net/wiki/byvaet-li-daltonizm-u-devochek1.htm