СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 9 классе "А.А.Блок. Трагедия лирического героя в "страшном мире". Своеобразие лирических интонаций"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке продолжаем знакомство с особенностями поэтического мира А.А.Блока. Раскрытие темы "страшного мира" в лирике А.А.Блока.Понятие образа-символа. Эта презентация в помощь учителю на уроке. Попыталась раскрыть особенности данной темы в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 9 классе "А.А.Блок. Трагедия лирического героя в "страшном мире". Своеобразие лирических интонаций"»

 Урок 9 класс  А.А.Блок

Урок 9 класс А.А.Блок

Трагедия лирического героя в «страшном мире».  Своеобразие лирических интонации.

Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации.

 Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. Человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы: Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, – который раз?

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока.

Человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

«В ресторане» Никогда не забуду (он был, или не был,  Этот вечер): пожаром зари  Сожжено и раздвинуто бледное небо,  И на жёлтой заре — фонари. И сейчас же в ответ что-то грянули струны,  Исступлённо запели смычки…  Но была ты со мной всем презрением юным,  Чуть заметным дрожаньем руки… Я сидел у окна в переполненном зале.  Где-то пели смычки о любви.  Я послал тебе чёрную розу в бокале  Золотого, как нёбо, аи. Ты рванулась движеньем испуганной птицы,  Ты прошла, словно сон мой легка…  И вздохнули духи, задремали ресницы,  Зашептались тревожно шелка. Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала  И, бросая, кричала: «Лови!..»  А монисто бренчало, цыганка плясала  И визжала заре о любви. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко  Взор надменный и отдал поклон.  Обратясь к кавалеру, намеренно резко  Ты сказала: «И этот влюблён».

«В ресторане»

Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…

Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!..» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён».

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен» , становится жаль. Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души.

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен» , становится жаль.

Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души.

«Ночь, улица, фонарь, аптека...» Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.  Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

«Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Основная мысль стихотворения - мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)  Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь  канала»)  и  необычная  гипербола  («Умрешь  –  начнешь  опять сначала»)

Основная мысль стихотворения - мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь  канала»)  и  необычная  гипербола  («Умрешь  –  начнешь  опять сначала»)

«На железной дороге». Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое . Найдите в тексте приметы реальности. «Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».

«На железной дороге».

Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое .

Найдите в тексте приметы реальности.

«Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб. Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке.

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке.

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие - осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее. Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы».

Возмездие - осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее.

Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

На непроглядный ужас жизни Открой скорей, открой глаза, Пока великая гроза Все не смела в твоей отчизне... – «Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне... –

«Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру». Таким образом поэт утверждает торжество человеческого: О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине.

Сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине.

Домашнее задание. 1. Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). 2. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока

Домашнее задание.

1. Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель).

2. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия". Восприятие, истолкование, оценка».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!