СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Тютчев - поэт-философ, публицист, патриот"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация готовит учащихся к анализу стихотворений Тютчева Ф.И.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Тютчев - поэт-философ, публицист, патриот"»

Тютчев Ф.И.- поэт – философ, гражданин, патриот Чтение стихотворений и анализ по плану Автор презентации-Костырина Л.А.,учитель русского языка и литературы ВКК МКОУ Воронцовская СОШ Павловского района Воронежской области

Тютчев Ф.И.- поэт – философ, гражданин, патриот

Чтение стихотворений и анализ по плану

Автор презентации-Костырина Л.А.,учитель русского языка и литературы ВКК МКОУ Воронцовская СОШ Павловского района Воронежской области

Примерный план анализа стихотворения Год создания Тема, главная мысль стихотворения Проблемы, поставленные автором Лирический герой Композиция и жанр Стихотворный размер Выразительные средства языка

Примерный план анализа стихотворения

  • Год создания
  • Тема, главная мысль стихотворения
  • Проблемы, поставленные автором
  • Лирический герой
  • Композиция и жанр
  • Стихотворный размер
  • Выразительные средства языка
Существуют разные планы анализа стихотворения, но все они имеют общие пункты, общую основу

Существуют разные планы анализа стихотворения, но все они имеют общие пункты, общую основу

Год написания -1836 Не то, что мните вы, природа… Не то, что мните вы, природа:  Не слепок, не бездушный лик…  В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык… Вы зрите лист и цвет на древе:  Иль их садовник приклеил?  Иль зреет плод в родимом чреве  Игрою внешних, чуждых сил? Они не видят и не слышат,  Живут в сем мире, как впотьмах

Год написания -1836

Не то, что мните вы, природа…

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик… В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах

Тютчев- представитель »чистого искусства»-идея восхищения окружающим миром у него преобладает Для них и солнцы, знать, не дышат  И жизни нет в морских волнах! Лучи к ним в душу не сходили,  Весна в груди их не цвела,  При них леса не говорили  И ночь в звездах нема была! И языками неземными,  Волнуя реки и леса,  В ночи не совещалась с ними  В беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может,  Органа жизнь глухонемой!  Увы, души в нем не встревожит  И голос матери самой! 1836 г.

Тютчев- представитель »чистого искусства»-идея восхищения окружающим миром у него преобладает

Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была!

И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой!

1836 г.

Главная мысль- показать сущность окружающего мира и людей, не понимающих суть природы   Основная проблема- заблуждения людей, не желающих внять голосу пейзажа.(глухи и к голосу матери) Композиция- 2 строфы утеряны безвозвратно. Остальная часть делится пополам. 1часть-речь о душе природы, 2 часть- судьба тех, кто не понимает природу.

Главная мысль- показать сущность окружающего мира и людей, не понимающих суть природы

  • Основная проблема- заблуждения людей, не желающих внять голосу пейзажа.(глухи и к голосу матери)
  • Композиция- 2 строфы утеряны безвозвратно. Остальная часть делится пополам. 1часть-речь о душе природы, 2 часть- судьба тех, кто не понимает природу.
Жанр и стихотворный размер ЭЛЕГИЯ – размышление о сути природы. Рифма – перекрестная АВАВ, размер – четырехстопный ямб

Жанр и стихотворный размер

  • ЭЛЕГИЯ – размышление о сути природы.
  • Рифма – перекрестная АВАВ, размер – четырехстопный ямб
Жанр и стихотворный размер   Элегия – размышление о природе. Размер четырехстопный ямб, рифма – перекрестная АВАВ

Жанр и стихотворный размер

  • Элегия – размышление о природе.
  • Размер четырехстопный ямб, рифма – перекрестная АВАВ
1803-1873. Поэт, публицист, дипломат, тайный советник

1803-1873. Поэт, публицист, дипломат, тайный советник

Лирический герой наблюдает за природой Неохотно и несмело… Неохотно и несмело  Солнце смотрит на поля —  Чу! за тучей прогремело,  Принахмурилась земля.  Ветра теплого порывы —  Дальний гром и дождь порой

Лирический герой наблюдает за природой

  • Неохотно и несмело…
  • Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля — Чу! за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы — Дальний гром и дождь порой
Тема – красота природы, объятой грозой Зеленеющие нивы  Зеленее под грозой.  Вот пробилась из-за тучи  Синей молнии струя —  Пламень белый и летучий  Окаймил ее края.

Тема – красота природы, объятой грозой

  • Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Найдите выразительные средства языка Чаще капли дождевые,  Вихрем пыль летит с полей,  И раскаты громовые  Все сердитей и смелей…  Солнце раз еще взглянуло  Исподлобья на поля,  И в сиянье потонула  Вся смятенная земля. 1849 г.

Найдите выразительные средства языка

  • Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей… Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
  • 1849 г.
Жанр – пейзажная лирика

Жанр – пейзажная лирика

Поэт - гражданин Умом Россию не понять  Аршином общим не измерить  У ней особенная стать -  В Россию можно только верить.

Поэт - гражданин

  • Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать - В Россию можно только верить.
Александр Царёв Умом Россию не понять!  Не потому, что непонятна  Ума должно тому хватать  Кому Россия неприятна!   Давитесь злобою своей  Слюною молча истекайте  Дорогой мы идём своей  И нам вы лучше не мешайте.   Россия очень велика  И очень, сказочно, богата  Но помни враг, рука крепка  У русского, отважного солдата

Александр Царёв

  • Умом Россию не понять! Не потому, что непонятна Ума должно тому хватать Кому Россия неприятна! Давитесь злобою своей Слюною молча истекайте Дорогой мы идём своей И нам вы лучше не мешайте. Россия очень велика И очень, сказочно, богата Но помни враг, рука крепка У русского, отважного солдата
Написано стихотворение в 1866году, а опубликовано в 1895 году Лирический герой близок автору. Он патриот и гражданин. Долгое пребывание за границей не сделало его поклонником Запада или Америки. Жанр – философская миниатюра. Стихотворение стало крылатым выражением. Главная идея выражена в концовке: верит в Россию тот, кто ее любит такой, какая она есть, с её особенной » статью» Выразительные средства: инверсия, метафора, эпитеты.

Написано стихотворение в 1866году, а опубликовано в 1895 году

  • Лирический герой близок автору. Он патриот и гражданин. Долгое пребывание за границей не сделало его поклонником Запада или Америки.
  • Жанр – философская миниатюра. Стихотворение стало крылатым выражением.
  • Главная идея выражена в концовке: верит в Россию тот, кто ее любит такой, какая она есть, с её особенной » статью»
  • Выразительные средства: инверсия, метафора, эпитеты.
Источники презентации hhttps://ya.ru/ttps://obrazovaka.ru/literatura/celostnyy-analiz-stihotvoreniya.html https://ya.ru/

Источники презентации

  • hhttps://ya.ru/ttps://obrazovaka.ru/literatura/celostnyy-analiz-stihotvoreniya.html
  • https://ya.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!