Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Тютчев - поэт-философ, публицист, патриот"»
Тютчев Ф.И.- поэт – философ, гражданин, патриот
Чтение стихотворений и анализ по плану
Автор презентации-Костырина Л.А.,учитель русского языка и литературы ВКК МКОУ Воронцовская СОШ Павловского района Воронежской области
Примерный план анализа стихотворения
- Год создания
- Тема, главная мысль стихотворения
- Проблемы, поставленные автором
- Лирический герой
- Композиция и жанр
- Стихотворный размер
- Выразительные средства языка
Существуют разные планы анализа стихотворения, но все они имеют общие пункты, общую основу
Год написания -1836
Не то, что мните вы, природа…
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик… В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах
Тютчев- представитель »чистого искусства»-идея восхищения окружающим миром у него преобладает
Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах!
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была!
И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой!
1836 г.
Главная мысль- показать сущность окружающего мира и людей, не понимающих суть природы
- Основная проблема- заблуждения людей, не желающих внять голосу пейзажа.(глухи и к голосу матери)
- Композиция- 2 строфы утеряны безвозвратно. Остальная часть делится пополам. 1часть-речь о душе природы, 2 часть- судьба тех, кто не понимает природу.
Жанр и стихотворный размер
- ЭЛЕГИЯ – размышление о сути природы.
- Рифма – перекрестная АВАВ, размер – четырехстопный ямб
Жанр и стихотворный размер
- Элегия – размышление о природе.
- Размер четырехстопный ямб, рифма – перекрестная АВАВ
1803-1873. Поэт, публицист, дипломат, тайный советник
Лирический герой наблюдает за природой
- Неохотно и несмело…
- Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля — Чу! за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы — Дальний гром и дождь порой
Тема – красота природы, объятой грозой
- Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Найдите выразительные средства языка
- Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей… Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
- 1849 г.
Жанр – пейзажная лирика
Поэт - гражданин
- Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать - В Россию можно только верить.
Александр Царёв
- Умом Россию не понять! Не потому, что непонятна Ума должно тому хватать Кому Россия неприятна! Давитесь злобою своей Слюною молча истекайте Дорогой мы идём своей И нам вы лучше не мешайте. Россия очень велика И очень, сказочно, богата Но помни враг, рука крепка У русского, отважного солдата
Написано стихотворение в 1866году, а опубликовано в 1895 году
- Лирический герой близок автору. Он патриот и гражданин. Долгое пребывание за границей не сделало его поклонником Запада или Америки.
- Жанр – философская миниатюра. Стихотворение стало крылатым выражением.
- Главная идея выражена в концовке: верит в Россию тот, кто ее любит такой, какая она есть, с её особенной » статью»
- Выразительные средства: инверсия, метафора, эпитеты.
Источники презентации
- hhttps://ya.ru/ttps://obrazovaka.ru/literatura/celostnyy-analiz-stihotvoreniya.html
- https://ya.ru/