Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: "Социальные статусы и роли"»
« Твой статус не позволяет тебе себя так вести»
«Ты выбрал не ту роль»
Социальный статус и роли
План урока
- Социальный статус
- Социальные роли личности.
- Социализация личности и социальная адаптация.
- Кто учит нас играть по правилам?
Вспомните, как оценивал положение человека в обществе К. Маркс?
Какие аргументы в противовес Марксу выдвигал М. Вебер?
Социальные роли
«Весь мир-театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль».
Шекспир.
«Статусная роль» или «роль»
Модель поведения, ориентированная на конкретный статус.
Социальных ролей, как и статусов, у каждого человека достаточно много.
Совокупность ролей, выполняемых человеком- ролевым набором (ролевым репертуаром).
Напряженные отношения- ролевой конфликт – возникают в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей.
Предположите, какие факторы определяют ролевой набор?
-обстоятельства
- Возраст
- окружение
- имидж
- И т.д.
Статусные символы.
Социализация личности и социальная адаптация групповая работа по тексту учебника и документа
1 вариант пункт «Социализация личности » и документ стр. 42
2 вариант пункт «Социальная адаптация»
- Что такое социализация?
- Возможен ли процесс социализации вне социума? Почему?
- Охарактеризуйте этапы социализации ребёнка.
- В течение какого времени идёт процесс социализации?
- Что позволяет выделить социализацию в детском возрасте как особый этап?
- Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус»
- Что такое социальная адаптация?
- В чём отличие процесса адаптации.
- Приведите примеры социальной адаптации.
- Что подразумевает внешняя и внутренняя адаптация?
- Назовите показатели степени адаптации.
- Какие два типа адаптации различают социологи и психологи?
- Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
вывод
Социализация личности
Социальная адаптация
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей.
Это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств
Условие. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна
Человек осуществляет этот процесс осознанно
Протекает в течение всей жизни человека
Два типа адаптации
- Активное воздействие на соц.среду
- Пассивное восприятие целей и ценностей группы
Основные понятия
- социальный статус: его виды
- социальная роль,
- ролевой набор,
- ролевой конфликт,
- социализация,
- авторитет,
- престиж,
- манипуляция
Задание. Подумайте!
Подумайте, и ответьте на вопрос.
Кто нас учит «играть» по правилам?
Кто нас учит «играть» по правилам?
Социальные ценности и нормы.
ценности,
нормы,
социальные нормы,
правовые отношения,
нормы морали,
нормы права