СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку " Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку " Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"»

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.          Осень. Древний уголок Старых книг, одежд , оружья , Где сокровищ каталог  Перелистывает стужа.  (Б.Пастернак.)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.    

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд , оружья ,

Где сокровищ каталог 

Перелистывает стужа.

(Б.Пастернак.)

 Словарная работа:  В  поз .. лоте небывалой, прозра .. ый небосвод, сорва .. ые листья, осе .. ий лист .. пад, октябр .. ский шум, осыпа .. ые лист .. я, зол .. тая роща, журавли .. ый крик, к .. стер р .. бины красной, по-осе .. ему шепчут, светлая п .. чаль, золотолиственный убор, очей оч .. рованье, дивная п .. ра, пейзажная 2 лирика.  
  • Словарная работа:

В поз .. лоте небывалой, прозра .. ый небосвод, сорва .. ые листья, осе .. ий лист .. пад, октябр .. ский шум, осыпа .. ые лист .. я, зол .. тая роща, журавли .. ый крик, к .. стер р .. бины красной, по-осе .. ему шепчут, светлая п .. чаль, золотолиственный убор, очей оч .. рованье, дивная п .. ра, пейзажная 2 лирика.

 

По страницам словаря: ПЕЙЗАЖ . Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage - суфф-ое производное от pays  Пейзаж буквально — «сельская картина». («Этимологический словарь», 2004 г.)

По страницам словаря:

  • ПЕЙЗАЖ . Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage - суфф-ое производное от pays

Пейзаж буквально — «сельская картина».

  • («Этимологический словарь», 2004 г.)

По страницам словаря:  ПЕЙЗА'Ж , а, м. [фр. paysage].  1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. 3.Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева.  («Толковый словарь» Ушаков, 1935-1940 г.)

По страницам словаря:

  • ПЕЙЗА'Ж , а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. 3.Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева.

(«Толковый словарь» Ушаков, 1935-1940 г.)

СЮИ , ТА, ы , ж.[фр. suite ](муз.) Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; С.Баха. Сюита из оперы « Снегурочка » . (Словарь русского языка С.И.Ожегов.)

СЮИ , ТА, ы , ж.[фр. suite ](муз.)

Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; С.Баха. Сюита из оперы « Снегурочка » . (Словарь русского языка С.И.Ожегов.)

   В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

 

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Работа с текстом  Слушая ее , мы проникаемся глубокой любовью к родной природе , которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным .

Работа с текстом

  • Слушая ее , мы проникаемся глубокой любовью к родной природе , которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным .
Схема предложения  Слушая ее , мы  проникаемся глубокой любовью к родной природе , которая  дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным . какой? Х

Схема предложения

  • Слушая ее , мы проникаемся глубокой любовью к родной природе , которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным .

какой?

Х

Итак, заполним таблицу:  1.Вид придаточного. Определительное. 2.Вопрос. Какой? 3.Контактное слово ( часть речи.) К сущ. 4.Средства связи. Союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др. 5.Возможны указательные слова. Тот, такой 6. Позиция по отношению к контактному слову. Всегда постпозиция

Итак, заполним таблицу:

1.Вид придаточного.

Определительное.

2.Вопрос.

Какой?

3.Контактное слово ( часть речи.)

К сущ.

4.Средства связи.

Союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5.Возможны указательные слова.

Тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову.

Всегда постпозиция

   В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

 

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

 Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев.
  • Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев.
   В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

 

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

 Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик.
  • Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик.
   В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик . Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

 

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик . Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

  Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.
  • Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.
   В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, ( когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев ) . Ему нравилась и та холодная осенняя пора, ( когда  подолгу моросит частый мелкий дождик ) . Настроения и чувства, ( что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке ) . Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, ( которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным ) .

 

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, ( когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев ) . Ему нравилась и та холодная осенняя пора, ( когда подолгу моросит частый мелкий дождик ) . Настроения и чувства, ( что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке ) . Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, ( которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным ) .

Вид придаточного определительное 1. Вопрос 2. Контактное слово (часть речи) 3. Средства связи 4. Указательные слова 5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного

определительное

1. Вопрос

2. Контактное слово

(часть речи)

3. Средства связи

4. Указательные слова

5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного определительное 1. Вопрос Какой? 2. Контактное слово (часть речи) 3. Средства связи 4. Указательные слова 5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного

определительное

1. Вопрос

Какой?

2. Контактное слово

(часть речи)

3. Средства связи

4. Указательные слова

5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного определительное 1. Вопрос Какой? 2. Контактное слово (часть речи) Имя существительное 3. Средства связи 4. Указательные слова 5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного

определительное

1. Вопрос

Какой?

2. Контактное слово

(часть речи)

Имя существительное

3. Средства связи

4. Указательные слова

5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного определительное 1. Вопрос Какой? 2. Контактное слово (часть речи) Имя существительное 3. Средства связи Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др. 4. Указательные слова 5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного

определительное

1. Вопрос

Какой?

2. Контактное слово

(часть речи)

Имя существительное

3. Средства связи

Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др.

4. Указательные слова

5. Позиция по отношению к контактному слову

Вид придаточного определительное 1. Вопрос Какой? 2. Контактное слово (часть речи) Имя существительное 3. Средства связи Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др. 4. Указательные слова Тот, такой 5. Позиция по отношению к определяемому слову

Вид придаточного

определительное

1. Вопрос

Какой?

2. Контактное слово

(часть речи)

Имя существительное

3. Средства связи

Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др.

4. Указательные слова

Тот, такой

5. Позиция по отношению к определяемому слову

Вид придаточного определительное 1. Вопрос Какой? 2. Контактное слово (часть речи) Имя существительное 3. Средства связи Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др. 4. Указательные слова Тот, такой  5. Позиция по отношению к контактному слову Всегда постпозиция

Вид придаточного

определительное

1. Вопрос

Какой?

2. Контактное слово

(часть речи)

Имя существительное

3. Средства связи

Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др.

4. Указательные слова

Тот, такой

5. Позиция по отношению к контактному слову

Всегда постпозиция

СПП с придаточными определительными  КАКОЙ? Сущ . (указ. сл.) Х  Союзные слова:  который, какой, что, кто, где, куда  и др.  [ ], ( )

СПП с придаточными определительными

КАКОЙ?

Сущ .

(указ. сл.)

Х

Союзные слова:

который, какой,

что, кто, где, куда

и др.

[ ], ( )

Результаты исследования 1 группы:   От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. ( К. Паустовский.)

Результаты исследования 1 группы:

От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. ( К. Паустовский.)

Результаты исследования 2 группы:   И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.  ( Я. Полонский.)

Результаты исследования 2 группы:

И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

( Я. Полонский.)

Результаты исследования 3 группы:   Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.)

Результаты исследования 3 группы:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

(А. Пушкин.)

Результаты исследования 4 группы:    Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин.)

Результаты исследования 4 группы:

Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин.)

Замените причастный оборот придаточным определительным  Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) (который)  Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.) (которая)  Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)  

Замените причастный оборот придаточным определительным

  • Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) (который)
  • Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.) (которая)
  • Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)

 

Замените причастный оборот придаточным определительным Огромный старый клен, который возвышался над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.) (которая) Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)

Замените причастный оборот придаточным определительным

  • Огромный старый клен, который возвышался над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.)
  • Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.) (которая)
  • Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)
Замените причастный оборот придаточным определительным Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) (который) Калиныч отворил нам избушку, которая увешана пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.)  Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)

Замените причастный оборот придаточным определительным

  • Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) (который)
  • Калиныч отворил нам избушку, которая увешана пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.)
  • Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)
Замените причастный оборот придаточным определительным Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.)  Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.)  Тиха и извилиста речка, которая протекала в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.)

Замените причастный оборот придаточным определительным

  • Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.)
  • Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.)
  • Тиха и извилиста речка, которая протекала в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.)
В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?  Тропинка привела нас к живописному болоту, которое образовалось у лесной речки.  Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки.  Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.

В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

  • Тропинка привела нас к живописному болоту, которое образовалось у лесной речки.
  • Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки.
  • Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.
VI . Творческая работа.  Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным.)

VI . Творческая работа.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным.)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.          Осень. Древний уголок Старых книг ,одежд, оружья, Где сокровищ каталог  Перелистывает стужа.  (Б.Пастернак.)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.    

Осень. Древний уголок

Старых книг ,одежд, оружья,

Где сокровищ каталог 

Перелистывает стужа.

(Б.Пастернак.)

 Осень. Сказочный чертог,  Всем открытый для обзора.  Просеки лесных дорог,  Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин:  Залы, залы, залы, залы  Вязов, ясеней, осин  В позолоте небывалой. Где деревья в сентябре  На заре стоят попарно,  И закат на их коре  Оставляет  след янтарный. Осень. Древний уголок  Старых книг, одежд, оружья,  Где сокровищ каталог  Перелистывает стужа.  (Б.Пастернак. «Золотая осень».)

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой.

Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный.

Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа.

(Б.Пастернак. «Золотая осень».)

 Рефлексия и подведение итогов Придаточные определительные относятся к ………………….. .. ….в главной части СПП.   существительному Придаточные определительные отвечают на вопрос ………………  какой ?    К главной части придаточные определительные присоединяются при помощи …………………. союзных слов Придаточные определительные могут занимать ……………….. по отношению к главному предложению.  постпозицию

Рефлексия и подведение итогов

  • Придаточные определительные относятся к ………………….. .. ….в главной части СПП.

существительному

  • Придаточные определительные отвечают на вопрос ………………

какой ?

  • К главной части придаточные определительные присоединяются при помощи ………………….

союзных слов

  • Придаточные определительные могут занимать ……………….. по отношению к главному предложению.

постпозицию

Домашнее задание: 1-ая группа : упр. 107, (учебник Л.А. Тростенцовой); 2-ая группа: дома рассмотрите на вклейке фрагмент картины Н. Ромадины «Село Хмелевка», составьте небольшой рассказ, используя как можно больше СПП с придаточными определительными, составьте к ним схемы.  

Домашнее задание:

  • 1-ая группа : упр. 107, (учебник Л.А. Тростенцовой);
  • 2-ая группа: дома рассмотрите на вклейке фрагмент картины Н. Ромадины «Село Хмелевка», составьте небольшой рассказ, используя как можно больше СПП с придаточными определительными, составьте к ним схемы.

 

 Спасибо  за урок.

Спасибо

за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!