СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ "А.ВАМПИЛОВ. ПЬЕСА"УТИНАЯ ОХОТА" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит  в себе  биографические сведения о драматурге Александре Вампилове и его пьесе "Утиная охота". В ней также представлена характеристика главного героя - Виктора Зилова. Иллюстративный материал -  фотографии (сцены из кинофильма и спектакля).

 

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ "А.ВАМПИЛОВ. ПЬЕСА"УТИНАЯ ОХОТА" (11 класс)»

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  11 класс АЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ  пьеса  «УТИНАЯ ОХОТА» Подготовила Г ОЛОВНЕВА  Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 15 г.Минска»

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

11 класс

АЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ пьеса «УТИНАЯ ОХОТА»

Подготовила

Г ОЛОВНЕВА Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 15 г.Минска»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА   1.Познакомиться с биографией А.Вампилова. 2.Определить особенности творческой манеры драматурга. 3. Выявить остроту социальной и нравственной проблематики пьесы «Утиная охота» ( изображение противоречивости бытия, крайних состояний человеческих чувств). 4.Познакомиться с системой персонажей. Раскрыть особенности образа Зилова. Развиваем умение анализировать произведение .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

  1.Познакомиться с биографией А.Вампилова.

2.Определить особенности творческой манеры драматурга.

3. Выявить остроту социальной и нравственной проблематики пьесы «Утиная охота» ( изображение противоречивости бытия, крайних состояний человеческих чувств).

4.Познакомиться с системой персонажей. Раскрыть особенности образа Зилова.

Развиваем умение анализировать произведение .

Александр Вампилов - г ениальный драматург, трагично окончивший земной путь. Произведения писателя получили признание только посмертно.

Александр Вампилов - г ениальный драматург, трагично окончивший земной путь.

Произведения писателя получили признание только посмертно.

Вампилов Александр Валентинович (1937 - 1972)  Родился в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя.  Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве . Иркутский государственный университет

Вампилов Александр Валентинович (1937 - 1972) Родился в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя.

Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве .

Иркутский государственный университет

В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ

В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ "Стечение обстоятельств" (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961).

После окончания университета работал стенографистом , потом корреспондентом в иркутской газете "Советская молодежь" .

Публиковал свои рассказы.

В 1963 - 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.). А.Твардовский В.Розов О.Ефремов Г.Товстоногов

В 1963 - 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.).

А.Твардовский

В.Розов

О.Ефремов

Г.Товстоногов

 После возвращения в Иркутск в альманахах
  • После возвращения в Иркутск в альманахах "Ангара" и "Сибирь" увидели свет все его драматургические произведения ("Прощание в июне", 1964; "Старший сын", 1965; "Утиная охота", 1968 ; "Прошлым летом в Чулимске", 1971; одноактные пьесы "Двадцать минут с ангелом", 1962, и "История с метранпажем", 1971, позже объединенные под общим названием "Провинциальные анекдоты").
  • Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор.
  • В 1972 А.Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале.
  • Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Последним приютом писателя стало Радищевское кладбище в Иркутске. У места гибели на берегу Байкала в поселке Листвянка установлен памятный знак

Последним приютом писателя стало Радищевское кладбище в Иркутске. У места гибели на берегу Байкала в поселке Листвянка установлен памятный знак

Он задыхался в коридорах и кабинетах. Стремился вырваться из замкнутого круга. На родину, к природе, к своим корням. К истории семьи, своего отца, расстрелянного в 38-ом году. И вот в августе 1972-ого, в облепиховое лето, он едет на Байкал, чтобы купить дом на озере. И остается там навсегда. Он пару дней не дожил до своего тридцатипятилетия. Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125060/annot/ Фильм «Облепиховое лето» посвящен жизни и гибели драматурга. Два самых важных смысла соединились в этой истории. Судьба простого провинциального парня, который выбирает путь художника. И любовь к своим родным местам. Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125060/annot/

Он задыхался в коридорах и кабинетах. Стремился вырваться из замкнутого круга. На родину, к природе, к своим корням. К истории семьи, своего отца, расстрелянного в 38-ом году. И вот в августе 1972-ого, в облепиховое лето, он едет на Байкал, чтобы купить дом на озере. И остается там навсегда. Он пару дней не дожил до своего тридцатипятилетия.

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125060/annot/

Фильм «Облепиховое лето» посвящен жизни и гибели драматурга. Два самых важных смысла соединились в этой истории. Судьба простого провинциального парня, который выбирает путь художника. И любовь к своим родным местам.

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125060/annot/

«Фигура Вампилова недостаточно изучена, недостаточно оценена. Безусловно, в творчестве Вампилова есть загадка, «Утиная охота» – это «Гамлет» нашего времени » .

«Фигура Вампилова недостаточно изучена, недостаточно оценена. Безусловно, в творчестве Вампилова есть загадка, «Утиная охота» – это «Гамлет» нашего времени » .

ОСНОВНОЙ МОТИВ ТВОРЧЕСТВА А.ВАМПИЛОВА

ОСНОВНОЙ МОТИВ ТВОРЧЕСТВА А.ВАМПИЛОВА

  • " Останешься ли ты, человек, человеком ? Сумеешь  ли ты превозмочь все то лишнее, лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение?..»  
  • Валентин Распутин
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Иак. 1, 8 Сложная, загадочная, неподдающаяся для постановки — такую славу снискала «Утиная охота» — лучшая, по мнению многих критиков, пьеса драматурга. И, по мнению самого автора, что немаловажно. Жанр «Утиная охота» обозначена как пьеса . И хотя автор в начале работы над ней называет ее трагикомедией (в письме к Е. Якушкиной), но на выходе осталась пьеса .

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

Иак. 1, 8

Сложная, загадочная, неподдающаяся для постановки — такую славу снискала «Утиная охота» — лучшая, по мнению многих критиков, пьеса драматурга. И, по мнению самого автора, что немаловажно.

Жанр

«Утиная охота» обозначена как пьеса . И хотя автор в начале работы над ней называет ее трагикомедией (в письме к Е. Якушкиной), но на выходе осталась пьеса .

Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди.  Александр ВАМПИЛОВ

Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди.

Александр ВАМПИЛОВ

Зилов – трагедия жизни  без смысла
  • Зилов – трагедия жизни
  • без смысла

"…я-то еще мог бы чем-нибудь заняться, но не хочу. Желания не имею»

«…мне все безразлично, все на свете"

В ЧЕМ ТРАГИЗМ ЖИЗНИ ЗИЛОВА?  проследим отношение Зилова к работе, семье, женщинам, друзьям; - проанализируем ключевые эпизоды пьесы;

В ЧЕМ ТРАГИЗМ ЖИЗНИ ЗИЛОВА?

  • проследим отношение Зилова к работе, семье, женщинам, друзьям;
  • - проанализируем ключевые эпизоды пьесы;
Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Олег Даль в роли Зилова

Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Олег Даль в роли Зилова

Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог. Основной принцип отношений с людьми для Зилова —-безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других.
  • Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.
  • Основной принцип отношений с людьми для Зилова —-безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других.
В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...».  Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом .

В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...».

Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом .

 Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят).
  • Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят).
Cкорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор — типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом — послевоенное строительство.

Cкорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор — типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом — послевоенное строительство.

В шестидесятые — семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, ’чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем.

В шестидесятые — семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, ’чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем.

СУДЬБА ПОКОЛЕНИЯ ЭПОХИ ЗАСТОЯ ВОЗМОЖНО ЛИ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ЗИЛОВА?

СУДЬБА ПОКОЛЕНИЯ ЭПОХИ ЗАСТОЯ

ВОЗМОЖНО ЛИ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ЗИЛОВА?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!