УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
11 класс
АЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ пьеса «УТИНАЯ ОХОТА»
Подготовила
Г ОЛОВНЕВА Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 15 г.Минска»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
1.Познакомиться с биографией А.Вампилова.
2.Определить особенности творческой манеры драматурга.
3. Выявить остроту социальной и нравственной проблематики пьесы «Утиная охота» ( изображение противоречивости бытия, крайних состояний человеческих чувств).
4.Познакомиться с системой персонажей. Раскрыть особенности образа Зилова.
Развиваем умение анализировать произведение .
Александр Вампилов - г ениальный драматург, трагично окончивший земной путь.
Произведения писателя получили признание только посмертно.
Вампилов Александр Валентинович (1937 - 1972) Родился в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя.
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве .
Иркутский государственный университет
В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ "Стечение обстоятельств" (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961).
После окончания университета работал стенографистом , потом корреспондентом в иркутской газете "Советская молодежь" .
Публиковал свои рассказы.
В 1963 - 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.).
А.Твардовский
В.Розов
О.Ефремов
Г.Товстоногов
- После возвращения в Иркутск в альманахах "Ангара" и "Сибирь" увидели свет все его драматургические произведения ("Прощание в июне", 1964; "Старший сын", 1965; "Утиная охота", 1968 ; "Прошлым летом в Чулимске", 1971; одноактные пьесы "Двадцать минут с ангелом", 1962, и "История с метранпажем", 1971, позже объединенные под общим названием "Провинциальные анекдоты").
- Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор.
- В 1972 А.Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале.
- Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Последним приютом писателя стало Радищевское кладбище в Иркутске. У места гибели на берегу Байкала в поселке Листвянка установлен памятный знак
Он задыхался в коридорах и кабинетах. Стремился вырваться из замкнутого круга. На родину, к природе, к своим корням. К истории семьи, своего отца, расстрелянного в 38-ом году. И вот в августе 1972-ого, в облепиховое лето, он едет на Байкал, чтобы купить дом на озере. И остается там навсегда. Он пару дней не дожил до своего тридцатипятилетия.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125060/annot/
Фильм «Облепиховое лето» посвящен жизни и гибели драматурга. Два самых важных смысла соединились в этой истории. Судьба простого провинциального парня, который выбирает путь художника. И любовь к своим родным местам.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/125060/annot/
«Фигура Вампилова недостаточно изучена, недостаточно оценена. Безусловно, в творчестве Вампилова есть загадка, «Утиная охота» – это «Гамлет» нашего времени » .
ОСНОВНОЙ МОТИВ ТВОРЧЕСТВА А.ВАМПИЛОВА
- " Останешься ли ты, человек, человеком ? Сумеешь ли ты превозмочь все то лишнее, лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение?..»
- Валентин Распутин
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
Иак. 1, 8
Сложная, загадочная, неподдающаяся для постановки — такую славу снискала «Утиная охота» — лучшая, по мнению многих критиков, пьеса драматурга. И, по мнению самого автора, что немаловажно.
Жанр
«Утиная охота» обозначена как пьеса . И хотя автор в начале работы над ней называет ее трагикомедией (в письме к Е. Якушкиной), но на выходе осталась пьеса .
Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди.
Александр ВАМПИЛОВ
- Зилов – трагедия жизни
- без смысла
"…я-то еще мог бы чем-нибудь заняться, но не хочу. Желания не имею»
«…мне все безразлично, все на свете"
В ЧЕМ ТРАГИЗМ ЖИЗНИ ЗИЛОВА?
- проследим отношение Зилова к работе, семье, женщинам, друзьям;
- - проанализируем ключевые эпизоды пьесы;
Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.
Олег Даль в роли Зилова
- Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.
- Основной принцип отношений с людьми для Зилова —-безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других.
В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...».
Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом .
- Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят).
Cкорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор — типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом — послевоенное строительство.
В шестидесятые — семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, ’чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем.
СУДЬБА ПОКОЛЕНИЯ ЭПОХИ ЗАСТОЯ
ВОЗМОЖНО ЛИ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ЗИЛОВА?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ