В XVII веке учёный Мелетий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику новый термин . Он образован от слова и частицы, а значение можно объяснить как «причастность к действию».
О чём идёт речь? Что станет предметом разговора сегодня на уроке?
В XVII веке учёный М.Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: ДЕЕ+ ПРИЧАСТИЕ, и объяснить его можно как «причастность к действию».
Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н.М.Шанского
Классная работа.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
по теме «Деепричастие»
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Пословица
-повторить и обобщить….
-закрепить умения….
-развивать интерес….
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Пословица
Фундамент
Задание.
1. Дидактическая игра «Веришь-не веришь»
Фундамент
Задание.
- Не верю -
- Верю +
- Не верю –
- Верю +
- Не верю –
- Не верю-
- Верю +
- Верю +
- Не верю –
- Верю +
Фундамент
Задание. Чтение слепого текста .
… .себя называю, ……действие обозначаю.
На вопрос …… отвечаю, …. и ……видов бываю,
… .поясняю.
Чтобы от глагола меня образовать, надо….. взять.
СТЕНЫ
Задание (подготовка к ВПР)
Образуйте деепричастия, поставьте ударение.
Ржаветь -…
Черпать-…
Баловаться-…
Позвонить-…
Прибыть-…
СТЕНЫ
Орфоэпическая минутка
ЗАПОМНИ!
РжАвЕя
чЕрпая
балУясь
позвонИв
прибЫв
СТЕНЫ
Задание.
Выпишите деепричастный оборот
с глаголом, к которому он относится,
определите вид деепричастия,
обозначьте суффикс.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок… В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!
СТЕНЫ
Распределительный диктант
Распределить в 2 колонки словосочетания с деепричастиями:
Совершенный вид
Несовершенный вид
Задание.
Раскройте скобки, выпишите деепричастия, которые пишутся раздельно с НЕ.
1 вариант
( Не)задумываясь,
(не)торопится,
(не)беспокоясь,
(не)навидя,
(не)разбирается,
(не)спеша, (не)мог,
(не)доумевая .
2 вариант
( Не)хочется,
(не)закончив,
(не)жалея,
(не)досыпая,
(не)большой,
(не)читаешь,
(не)скроив.
СТЕНЫ
Самопроверка
1 вариант
Не задумываясь,
Не беспокоясь,
Не спеша.
2 вариант
Не закончив,
Не жалея,
Не скроив.
СТЕНЫ
Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
(анализировать, сравнивать, группировать, сделать вывод!)
- Бежать, смеяться, говорить, закрыв.
- Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
- Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
- (не)зная, (не) суйся, (не)доумевая, (не) работая.
КРЫША
Задание.
ИГРА «Редактор»
Укажите правильное продолжение предложения.
Приближаясь к березовой роще,…
1) послышался треск повалившегося дерева;
2) я услышал треск повалившегося дерева;
3) крик становился все громче и громче.
Задание.
Посмотрите на иллюстрацию.
Назовите фразеологизм с
деепричастием, спрятанный
здесь.
Составьте с ним предложение.
КРЫША
Задание: Прочитайте внимательно.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось он, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд сыновей».
-Откуда это предложение? -Почему запомнилось?
-А какая часть речи делает его выразительным?
-О ком в этом предложении идет речь?
Очи, всемогущий (сон),
смыкать, авось,
отсрочит (отъезд).
Деепричастие
Окно
Задание. (подготовка к ОГЭ)
Среди предложений найдите предложения с деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
1) Я долго шёл по ельнику, стараясь (не) нарушить безмолвия и покоя. 2)Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин.. личинок. 3)Я спрятался за куст любуясь работой. 4)Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.
Деепричастие
Дверь
Задание.
Исправьте устно речевые ошибки.
1. «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
2. «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
3. «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
4. «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
Деепричастие
Домашнее задание. ( на выбор)
Игра «4-й лишний», используя наречие и деепричастие
или
упр. 226
СПАСИБО ЗА УРОК