СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Паронимы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Паронимы". Категория учащихся: 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Паронимы".»

Двадцать восьмое января.  Классная работа.  Паронимы.

Двадцать восьмое января. Классная работа. Паронимы.

Словарный диктант.

Словарный диктант.

Синтаксический разбор. Распустилась черёмуха и над самой в..дой поз..ленели кусты смородины.  Выплыло из..за туч.. солнышко и разослало на землю св..и лучи.

Синтаксический разбор.

Распустилась черёмуха и над самой в..дой поз..ленели кусты смородины.

Выплыло из..за туч.. солнышко и разослало на землю св..и лучи.

Самоопределение к деятельности. Виноватый – виновный  Ёлочный - еловый вырастить – нарастить – отрастить рыболовецкий – рыболовный – рыбацкий

Самоопределение к деятельности.

Виноватый – виновный

Ёлочный - еловый

вырастить – нарастить – отрастить

рыболовецкий – рыболовный – рыбацкий

 Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя. Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. 1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”. 2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя. 3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

  • Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.

2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.

3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Самоопределение к деятельности. Какой искусственный пианист!  Начинается отборный/отборочный матч по футболу.

Самоопределение к деятельности.

Какой искусственный пианист!

Начинается отборный/отборочный матч по футболу.

Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению или употреблению. Паронимы  para – возле  onima - имя Каменный дом – каменистый берег. Выбор профессии – подбор артистов. Белеть на горизонте – белить потолок.

Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению или употреблению.

Паронимы

para – возле

onima - имя

Каменный дом – каменистый берег.

Выбор профессии – подбор артистов.

Белеть на горизонте – белить потолок.

Работа в парах. Задание. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. I ряд: понятливый – понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо). II ряд: расчётливый – расчётный (купец, счёт, ум, таблица, рассудительность, месяц). III ряд: удачливый – удачный (человек, день, охотник, дело, торговец, покупка).

Работа в парах.

Задание. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок.

I ряд: понятливый – понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

II ряд: расчётливый – расчётный (купец, счёт, ум, таблица, рассудительность, месяц).

III ряд: удачливый – удачный (человек, день, охотник, дело, торговец, покупка).

Закрепление изученного материала . 1. Упр. 397 – устно. 2. Упр. 398 – комментированное письмо. 3. Упр. 403 – распределительный диктант.

Закрепление изученного материала .

1. Упр. 397 – устно.

2. Упр. 398 – комментированное письмо.

3. Упр. 403 – распределительный диктант.

Домашнее задание: §67, упр. 401, контрольные вопросы и задания на с. 190.

Домашнее задание:

§67, упр. 401, контрольные вопросы и задания на с. 190.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!