СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка на тему "Средства связи предложений в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает обобщить ранее изученный материал по теме "Средства связи предложений в тексте", а также может быть использована для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему "Средства связи предложений в тексте"»

Средства связи предложений в тексте Лексические и грамматические ЕГЭ г. Рыбинск Королькова И.Г., учитель 1 категории

Средства связи предложений в тексте

Лексические и грамматические

ЕГЭ

г. Рыбинск

Королькова И.Г.,

учитель 1 категории

Лексические Лексический повтор  – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись  леса , могучие, нетронутые.  В лесах  попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.  Описательные обороты. Построили  шоссе .  Шумная, стремительная река жизни  соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Лексические

  • Лексический повтор  – повторение одного и того же слова.
  • Вокруг города по низким холмам раскинулись  леса , могучие, нетронутые.  В лесах  попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  • Описательные обороты.
  • Построили  шоссе Шумная, стремительная река жизни  соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Лексические Синонимы. В лесу мы видели  лося .  Сохатый  шёл вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы. У природы много  друзей .  Недругов  у неё значительно меньше.

Лексические

  • Синонимы.
  • В лесу мы видели  лося Сохатый  шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  • Антонимы.
  • У природы много  друзей Недругов  у неё значительно меньше.
Лексические Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким  талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак  талантливости . (В.Белов)

Лексические

  • Однокоренные слова.
  • Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким  талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак  талантливости . (В.Белов)
Грамматические (морфология) Личные местоимения. А я сейчас слушаю голос древнего ручья.  Он  воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.  Ей  жить и хозяйствовать на этой земле,  ей  и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село.  Его  приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Грамматические (морфология)

  • Личные местоимения.
  • А я сейчас слушаю голос древнего ручья.  Он  воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.  Ей  жить и хозяйствовать на этой земле,  ей  и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село.  Его  приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
Грамматические (морфология) Указательные местоимения  (такой, тот, этот) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами.  Такие  звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели.  Эти  коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Грамматические (морфология)

  • Указательные местоимения  (такой, тот, этот)
  • Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами.  Такие  звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели.  Эти  коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Грамматические (морфология) Местоимённые наречия  (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём.  Так  он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Грамматические (морфология)

  • Местоимённые наречия  (там, так, тогда и др.)
  • Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём.  Так  он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Грамматические (морфология) Союзы  (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям.  И  радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде.  Но  Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Грамматические (морфология)

  • Союзы  (преимущественно сочинительные)
  • Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям.  И  радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде.  Но  Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Грамматические (морфология) Единство видовременных форм глаголов  - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству  казалась  педантством. Тогдашние умники  превозносили  Наполеона с фанатическим подобострастием и  шутили  над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Грамматические (морфология)

  • Единство видовременных форм глаголов  - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
  • Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству  казалась  педантством. Тогдашние умники  превозносили  Наполеона с фанатическим подобострастием и  шутили  над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Грамматические (синтаксис) Вводные слова и конструкции  (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации.  Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Грамматические (синтаксис)

  • Вводные слова и конструкции  (одним словом, итак, во-первых и др.)
  • Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации.  Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Грамматические (синтаксис) Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне:  огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

Грамматические (синтаксис)

  • Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:
  • Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне:  огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Грамматические (синтаксис) Синтаксический параллелизм  – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.  

Грамматические (синтаксис)

  • Синтаксический параллелизм  – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!