Урок русского языка
в 4 классе
Тема
«Синонимы, антонимы, омонимы»
Цель: актуализировать знания о
синонимах, антонимах, омонимах
- Ветер, обед , завтрак, столица.
Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мерзнет в жару .
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг.
(Это дятел. Враг – друг)
Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою я любой замок .
(Ключ)
Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
- храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
- великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
- храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
- великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
Бездушный, чёрствый, отзывчивый
Смелый, храбрый, мужественный
Добрый, жадный, щедрый
Вечный, бессмертный, временный
Глупый, неумный, недалёкий
1
2
3
4
5
Подбери антоним:
кратковременный
длительный
храбрый
искусственный
светлый
расторопный
отечественный
ошибочный
щедрый
трусливый
натуральный
тёмный
медлительный
иностранный
правильный
скупой
ПАРНАЯ РАБОТА
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше … безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок:
Тайное
явным
Добрая
худая
Маленькое
большого
смелого
трусливого
Подбери к словам антонимы и синонимы:
Слово
знойный
Синоним
Антоним
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
грустный
старинный
таинственный
унылый
современный
весёлый
увесистый
жаркий
морозный
откровенный
скорый
лёгкий
медленный
Графический диктант 1.Жди горе от моря, а беды от воды. 2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти. 3.Солнце на ели, а мы еще не ели. 4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. 5.В глаза хвалит, а за глаза бранит
1.-с 2.-а 3.-о 4.-с 5.-а
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
- Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,
запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! ____________ , ____________
ГРУППОВАЯ РАБОТА
гранат-
весёлый
молчать
ручка-
большой
тоскливо
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая
соответствует вашему впечатлению от урока:
Спасибо за урок
Домашнее задание
Упр. 72 (с. 48)
1 уровень - выполнить задание
по странице учебника;
2 уровень – во 2 и 3 предложении
подчеркнуть орфограммы в словах
на изученные правила, уметь объяснить;
3 уровень – подчеркнуть орфограммы
во всем упражнении, уметь объяснить.