Урок 9
Повторяем правописание окончаний имён существительных
3-го склонения
Автор :Шабаловская Ирина Александровна
МАОУ Московская СОШ
Пятнадцатое сентября.
Классная работа.
Чистописание.
Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.
(Древняя Индия.)
Словарная работа.
а птека,
б о лото,
в а гон,
б е седа
Вспомни, какими способами можно
проверить безударные окончания имён
существительных 1-го и 2-го склонений.
Повторение изученного.
– О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?
– Какова особенность существительных 3-го склонения?
1. Выполнение упражнения 1 – с комментированием (учебник,с. 23).
Выполнение упражнения 2.
– Объясните написание выделенных букв.
Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.
Можно ли воспользоваться уже известными
тебе двумя способами проверки безударных
окончаний и при написании окончаний имён существительных 3-го склонения?
Окончания имён существительных 3-го склонения
И.п.
Р.п.
рожь
ржи
осень
Д.п.
В.п.
ржи
лошадь
осени
лошади
рожь
осени
Т.п.
П.п.
рожью
осень
лошади
лошадь
о ржи
осенью
об осени
лошадью
о лошади
Петя решил проверять безударные окончания имён существительных 3-го склонения по окончаниям слова рожь. Женя составила таблицу окончаний и решила выучить.
И.п.
Р.п.
Д.п.
- и
- и
В.п.
Т.п.
П.п.
- ю
- и
А как будешь действовать ты?
Работа на листочках из рабочей тетради «Пишем грамотно»№ 1
1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.
Правильно ли Даша заполнила таблицу окончаний 3-го склонения? (С. 9, упражнение 1.)
Работа на листочках из рабочей тетради «Пишем грамотно»№ 1
2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.
Запишите одним словом:
– Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованные от слов: медведь, волк, барсук
(медвежонок, волчонок, барсучонок)
– существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик , обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло
(каменщик, стекольщик)
Самостоятельная работа из тетради «Пишем грамотно» № 1. Выполнение упражнения 4, с. 11.
Образец
заметка о школе (1 скл., П.п.),
посмотреть
мультфильм (2 скл., Р.п.),
поиграть во дворе
(2 скл., П. п.),
лежать на парте (1 скл., П. п.),
подойти к к окну (2 скл., Д.п.)
Итог урока.
– Назовите все грамматические признаки имени существительного.
– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?
Домашнее задание:
учебник, с. 23, упр. 4 (подготовка к диктанту);