СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Русская поэзия Серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к обзорной лекции о литературных течениях и творческих индивидуальностях в русской поэзии рубежа 19 - 20 веков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Русская поэзия Серебряного века"»

Серебряный век русской поэзии  (1890-е – 1920-е годы)   Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века)

Серебряный век русской поэзии (1890-е – 1920-е годы)

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века)

               Символизм. Старшие символисты Московские символисты   В. Я. Брюсов,  К. Д. Бальмонт. «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. К. Д. Бальмонт

Символизм. Старшие символисты

  • Московские символисты
  • В. Я. Брюсов,
  • К. Д. Бальмонт.
  • «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

К. Д. Бальмонт

Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

Петербургские символисты:

  • Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
Младшие символисты   А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании. Андрей Белый (1880-1934)

Младшие символисты

  • А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Андрей Белый (1880-1934)

Александр Блок (1880-1921) Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Александр Блок (1880-1921)

  • Девушка пела в церковном хоре
  • О всех усталых в чужом краю,
  • О всех кораблях, ушедших в море,
  • О всех, забывших радость свою.
  • Так пел ее голос, летящий в купол,
  • И луч сиял на белом плече,
  • И каждый из мрака смотрел и слушал,
  • Как белое платье пело в луче.
  • И всем казалось, что радость будет,
  • Что в тихой заводи все корабли,
  • Что на чужбине усталые люди
  • Светлую жизнь себе обрели.
  • И голос был сладок, и луч был тонок,
  • И только высоко, у Царских Врат,
  • Причастный Тайнам,- плакал ребенок
  • О том, что никто не придет назад.
Владислав Ходасевич (1886-1939) Смотрю в окно — и презираю.  Смотрю в себя — презрен я сам.  На землю громы призываю,  Не доверяя небесам.    Дневным сиянием объятый,  Один беззвездный вижу мрак...  Так вьется на гряде червяк,  Рассечен тяжкою лопатой. 21-25 мая 1921

Владислав Ходасевич (1886-1939)

  • Смотрю в окно — и презираю.
  • Смотрю в себя — презрен я сам.
  • На землю громы призываю,
  • Не доверяя небесам.
  •  
  • Дневным сиянием объятый,
  • Один беззвездный вижу мрак...
  • Так вьется на гряде червяк,
  • Рассечен тяжкою лопатой.
  • 21-25 мая 1921
Акмеизм   Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие. Николай Гумилёв (1886-1921)

Акмеизм

  • Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Николай Гумилёв (1886-1921)

Анна Ахматова (1889-1966) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.  Очертанья столицы во мгле.  Сочинил же какой-то бездельник,  Что бывает любовь на земле.    И от лености или со скуки  Все поверили, так и живут:  Ждут свиданий, боятся разлуки  И любовные песни поют.    Но иным открывается тайна,  И почиет на них тишина...  Я на это наткнулась случайно  И с тех пор все как будто больна.

Анна Ахматова (1889-1966)

  • Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
  • Очертанья столицы во мгле.
  • Сочинил же какой-то бездельник,
  • Что бывает любовь на земле.
  •  
  • И от лености или со скуки
  • Все поверили, так и живут:
  • Ждут свиданий, боятся разлуки
  • И любовные песни поют.
  •  
  • Но иным открывается тайна,
  • И почиет на них тишина...
  • Я на это наткнулась случайно
  • И с тех пор все как будто больна.
Осип Мандельштам (1891-1938) Я вздрагиваю от холода,-  Мне хочется онеметь!  А в небе танцует золото,  Приказывает мне петь.    Томись, музыкант встревоженный,  Люби, вспоминай и плачь,  И, с тусклой планеты брошенный,  Подхватывай легкий мяч!    Так вот она, настоящая  С таинственным миром связь!  Какая тоска щемящая,  Какая беда стряслась!    Что, если, вздрогнув неправильно,  Мерцающая всегда,  Своей булавкой заржавленной  Достанет меня звезда?

Осип Мандельштам (1891-1938)

  • Я вздрагиваю от холода,-
  • Мне хочется онеметь!
  • А в небе танцует золото,
  • Приказывает мне петь.
  •  
  • Томись, музыкант встревоженный,
  • Люби, вспоминай и плачь,
  • И, с тусклой планеты брошенный,
  • Подхватывай легкий мяч!
  •  
  • Так вот она, настоящая
  • С таинственным миром связь!
  • Какая тоска щемящая,
  • Какая беда стряслась!
  •  
  • Что, если, вздрогнув неправильно,
  • Мерцающая всегда,
  • Своей булавкой заржавленной
  • Достанет меня звезда?
Футуризм   Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.

Футуризм

  • Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.
Кубофутуризм   В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Кубофутуризм

  • В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов.
  • В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
«Все слова – вдребезги!» Алексей Крученых Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз 1913

«Все слова – вдребезги!»

  • Алексей Крученых
  • Дыр бул щил
  • убещур
  • скум
  • вы со бу
  • р л эз
  • 1913
Велимир Хлебников Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. 1908-1909

Велимир Хлебников

  • Бобэоби пелись губы,
  • Вээоми пелись взоры,
  • Пиээо пелись брови,
  • Лиэээй — пелся облик,
  • Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
  • Так на холсте каких-то соответствий
  • Вне протяжения жило Лицо.
  • 1908-1909
Владимир Маяковский (1893-1930) А вы смогли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?   1913

Владимир Маяковский (1893-1930)

  • А вы смогли бы?
  • Я сразу смазал карту будня,
  • плеснувши краску из стакана;
  • я показал на блюде студня
  • косые скулы океана.
  • На чешуе жестяной рыбы
  • прочел я зовы новых губ.
  • А вы
  • ноктюрн сыграть
  • могли бы
  • на флейте водосточных труб?
  •  
  • 1913
А все-таки Улица провалилась, как нос сифилитика. Река — сладострастье, растекшееся в слюни. Отбросив белье до последнего листика, сады похабно развалились в июне.   Я вышел на площадь, выжженный квартал надел на голову, как рыжий парик. Людям страшно — у меня изо рта шевелит ногами непрожеванный крик.   Но меня не осудят, но меня не облают, как пророку, цветами устелят мне след. Все эти, провалившиеся носами, знают: я — ваш поэт.   Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! Меня одного сквозь горящие здания проститутки, как святыню, на руках понесут и покажут богу в свое оправдание.   И бог заплачет над моею книжкой! Не слова — судороги, слипшиеся комом; и побежит по небу с моими стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

А все-таки

  • Улица провалилась, как нос сифилитика.
  • Река — сладострастье, растекшееся в слюни.
  • Отбросив белье до последнего листика,
  • сады похабно развалились в июне.
  •  
  • Я вышел на площадь,
  • выжженный квартал
  • надел на голову, как рыжий парик.
  • Людям страшно — у меня изо рта
  • шевелит ногами непрожеванный крик.
  •  
  • Но меня не осудят, но меня не облают,
  • как пророку, цветами устелят мне след.
  • Все эти, провалившиеся носами, знают:
  • я — ваш поэт.
  •  
  • Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
  • Меня одного сквозь горящие здания
  • проститутки, как святыню, на руках понесут
  • и покажут богу в свое оправдание.
  •  
  • И бог заплачет над моею книжкой!
  • Не слова — судороги, слипшиеся комом;
  • и побежит по небу с моими стихами под мышкой
  • и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Эгофутуризм -(эго-Я) Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии.

Эгофутуризм -(эго-Я)

  • Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии.
Игорь Северянин (1887-1939) Запад погас... Запад Погас... Роса Поддалась... Тихо В полях... Ива – Голяк... Ветрится Куст... Зебрится Хруст... Ломок Ледок... Громок Гудок... Во мгле Полотно И склепа Пятно...

Игорь Северянин (1887-1939)

  • Запад погас...
  • Запад
  • Погас...
  • Роса
  • Поддалась...
  • Тихо
  • В полях...
  • Ива –
  • Голяк...
  • Ветрится
  • Куст...
  • Зебрится
  • Хруст...
  • Ломок
  • Ледок...
  • Громок
  • Гудок...
  • Во мгле
  • Полотно
  • И склепа
  • Пятно...
 Выйди в сад   Выйди в сад... Как погода ясна! Как застенчиво август увял! Распустила коралл бузина, И янтарный боярышник - вял... Эта ягода - яблочко-гном... Как кудрявый кротекус красив. Скоро осень окутает сном Теплый садик, дождем оросив. А пока еще - зелень вокруг И вверху безмятежная синь; И у клена причудливых рук Много сходного с лапой гусынь. Как оливковы листики груш! Как призывно плоды их висят! Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,- Это осень простит... Выйди в сад.

Выйди в сад

  • Выйди в сад... Как погода ясна!
  • Как застенчиво август увял!
  • Распустила коралл бузина,
  • И янтарный боярышник - вял...
  • Эта ягода - яблочко-гном...
  • Как кудрявый кротекус красив.
  • Скоро осень окутает сном
  • Теплый садик, дождем оросив.
  • А пока еще - зелень вокруг
  • И вверху безмятежная синь;
  • И у клена причудливых рук
  • Много сходного с лапой гусынь.
  • Как оливковы листики груш!
  • Как призывно плоды их висят!
  • Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,-
  • Это осень простит... Выйди в сад.
 Имажинизм Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.

Имажинизм

  • Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.
Сергей Есенин (1895-1925) Шел господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку.   Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой,— Знать, от голода качается, болезный».   Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь». 1914

Сергей Есенин (1895-1925)

  • Шел господь пытать людей в любови,
  • Выходил он нищим на кулижку.
  • Старый дед на пне сухом, в дуброве,
  • Жамкал деснами зачерствелую пышку.
  •  
  • Увидал дед нищего дорогой,
  • На тропинке, с клюшкою железной,
  • И подумал: «Вишь, какой убогой,—
  • Знать, от голода качается, болезный».
  •  
  • Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
  • Видно, мол, сердца их не разбудишь...
  • И сказал старик, протягивая руку:
  • «На, пожуй... маленько крепче будешь».
  • 1914
Марина Цветаева (1892-1941)  Моим стихам, написанным так рано,  Что и не знала я, что я -- поэт,  Сорвавшимся, как брызги из фонтана,  Как искры из ракет,    Ворвавшимся, как маленькие черти,  В святилище, где сон и фимиам,  Моим стихам о юности и смерти,  -- Нечитанным стихам!    Разбросанным в пыли по магазинам,  Где их никто не брал и не берет,  Моим стихам, как драгоценным винам,  Настанет свой черед.    Коктебель, 13 мая 1913

Марина Цветаева (1892-1941)

  • Моим стихам, написанным так рано,
  • Что и не знала я, что я -- поэт,
  • Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
  • Как искры из ракет,
  •  
  • Ворвавшимся, как маленькие черти,
  • В святилище, где сон и фимиам,
  • Моим стихам о юности и смерти,
  • -- Нечитанным стихам!
  •  
  • Разбросанным в пыли по магазинам,
  • Где их никто не брал и не берет,
  • Моим стихам, как драгоценным винам,
  • Настанет свой черед.
  •  
  • Коктебель, 13 мая 1913
Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расслоили...  Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт!
  • Рас-стояние: версты, мили...
  • Нас рас-ставили, рас-садили,
  • Чтобы тихо себя вели
  • По двум разным концам земли.
  • Расслоили...
  • Стена да ров.
  • Расселили нас, как орлов-
  • Рас-стояние: версты, дали...
  • Нас расклеили, распаяли,
  • В две руки развели, распяв,
  • И не знали, что это - сплав
  • Заговорщиков: версты, дали...
  • Не расстроили - растеряли.
  • По трущобам земных широт
  • Рассовали нас, как сирот.
  • Вдохновений и сухожилий...
  • Не рассорили - рассорили,
  • Который уж, ну который - март?!
  • Разбили нас - как колоду карт!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!