Актуализация знаний
«Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Сенека
Историческая атака
- А. Под влиянием каких идей воспитывался Александр?
- б. Как и почему А.С. Пушкин назвал первый период царствования Александра I?
- в. Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав?
- г. Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I? Какие новые органы появились?
- д. Каким образом решался крестьянский вопрос?
Актуализация знаний
Период реформ
Период реакции
1825
1801
1812-1815
1814г.
Проблемный вопрос !
Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой?
Используя наши знания, мы попытаемся дать оценку правления Александра I и определить возможные альтернативы развития страны в правление этого императора
Тема урока: «Россия в годы правления Александра I : альтернативы развития».
Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.
Александр I Благословенный
(1801-1825)
Задание для всех групп стр.40п.1
Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после Отечественной войны?
Свободомыслящее дворянство-
Крестьяне-
Народы Российской империи-
Консервативное дворянство-
Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.
Конституция
Свободомыслящее дворянство
Отмена крепостного права
Послабления в национальной политике
Народы Российской империи
Вредность реформ
Консервативное дворянство
Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.
Победа в войне с Наполеоном , казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения.
Александр I
Работа в группах
Опираясь на материал учебника, ответьте на вопросы
1.группа- Продолжение реформ
2 группа-Проект Новосильцева Н.Н.
3 группа- Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.
Каким образом королевство Польское оказалось в составе Российской империи?
1-й реформой этого периода стала разработка Польской Конституции в 1815 г. Она стала самой прогрессивной для того времени. Российский император присягал верности Конституции.
Венский конгресс
Продолжение реформ
В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, в которой объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России
Сейм царства Польского Александр Первый
Продолжение реформ
Население Царства Польского получало гражданские права: право на неприкосновенность
личности, на свободу
вероисповедания,
на неприкосновенность
частной собственности,
на справедливый суд.
Конституция провозглашала
свободу печати, равенство всех
граждан перед законом.
Польский язык получил статус
единственного государственного
языка. Назначение на
государственные должности
могли получить только подданные Царства Польского.
Памятник Александру I в Европе.
Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева
Н.Н. Новосильцев
В 1818 г. Александр дал министру юстиции Н.Н. Новосильцеву секретное поручение подготовить «Государственную уставную грамоту» для России. К 1820 г. Текст документа был готов и одобрен царем.
Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева
1820 г.
«Государственная уставная грамота
Российской империи»
- суверенитет императорской власти;
- создание двухпалатного парламента (Сенат,
нижняя палата), утверждающего законы;
- законодательная инициатива и
исполнительная власть у царя;
- свобода слова, свобода печати, вероисповеданий,
- равенство всех перед законом
- неприкосновенность личности;
- право на частную собственность;
- федеративное устройство (12 наместничеств)
Ограничение
власти
монарха
«граждане» - « свободные сословия»
Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева
В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился.
Крепостные крестьяне
Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.
К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян.
Революционное движение в Европе.
Противодействие дворян реформам.
Страх перед
народными
выступлениями
Давление
дворян
Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.
Причины отказа Александра I от реформ:
- противостояние большинства дворян;
- революции в Европе;
- боязнь повторить судьбу отца;
- стремление не допустить революции в России
- не было надежной поддержки ( сторонников реформ);
- противоречивость замыслов;
- личные качества царя: неустойчивость настроения, двуличие…
Ужесточение режима в стране
(антиреформаторские решения)
Религиозность, мистицизм
Душевные переживания царя
Итоги внутренней политики Александра I
- Боязнь разделить участь Павла I ,
- сопротивление реформам большей части дворянства,
- -нехватка умных способных людей,
- -противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие.
Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I , проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Выводы
Характерной чертой правления Александра I стала борьба либерального и консервативно-охранительного течений. С одной стороны, император желал многое изменить многое в устройстве России. С другой стороны, помня император о неудачном примере своего отца Павла I, он действовал осторожно, стараясь не навредить интересам дворянства а это
зачастую сводило на нет все начинания и не позволяло довести до конца задуманные преобразования. Самой масштабной реформой Александра I стало дарование либеральной конституции Царству Польскому. В остальном – далее проектов конституции Российской империи дело не зашло. Но проекты преобразований, созданные при Александре I , послужили основой для масштабного реформирования России в будущем.
Домашнее задание
- Параграф 6 для всех, знать даты, понятия.
- Сообщение Аракчеев А.А.
- Задание на «4»-стр.43 №5
- Задание на « 5»- стр.44 № 3 или 4 на выбор
Сфинкс, неразгаданный до гроба,
О нем и ныне спорят вновь;
В любви его роптала злоба,
А в злобе теплилась любовь.
Дитя осьмнадцатого века,
Его страстей он жертвой был:
И презирал он человека,
И человечество любил
П.Вяземский