Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку развития речи в 1 классе "Слово и его значение"»
Урок развития речи в 1 классе
Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.
Учитель начальных классов МКОУ Таловская СОШ Груздева Г. И.
На осинке росинки засверкали утром перламутром.
- Сколько предложений в скороговорке?
- О каком времени суток говорится?
- О каком времени года?
- Что поразило автора в это утро?
- Что напомнили автору капельки росы?
Слово - знак, звуковой портрет предмета или явления.
гроза
роза
Каждое слово имеет значение
,что
слово
Пустое
орех
без
ядра.
Разбили
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат её, мальчик Иван,
Тоже разбил стакан.
Землица – матушка, а хлеб – батюшка.
Земелька чёрная, а хлебец белый родит.
Приведите примеры слов противоположных по смыслу.
Все ли слова понятны?
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане….
В ушате, в корыте, в лохани,
Помощник – толковый словарь.
Толкование слов
- Корыто - Большой продолговатый открытый сосуд для стирки и для других домашних надобностей
- Ушат - это разновидность бочки, у которой две доски на противоположных сторонах выдвинуты на верхнем срезе – так называемые «уши». Именно в них вставлялась палка, чтобы ушат удобнее было переносить.
- Лохань - деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями, предназначенный для различных хозяйственных надобностей (сливания воды, мытья посуды и т.п.).
Вспомним:
- Из чего состоит предложение?
- Что делает слово словом?
- Почему важно знать значение слова?
- Где мы можем узнать значение незнакомого слова?