СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Проблема нравственной памяти в рассказе В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит проблемные вопрсы и задания  к уроку "Проблема нравственной памяти в рассказе "Фотография, на которой меня нет" В. Астафьева

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Проблема нравственной памяти в рассказе В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"»

Что чувствуем мы, когда смотрим на старые фотографии?

Что чувствуем мы, когда смотрим на старые фотографии?

Что чувствуем мы, когда смотрим на старые фотографии? Старая фотография – это окно в прошлое, глядя в которое, мы видим то, чего уже больше нет, и никогда больше не будет, но что навеки сохранилось в памяти нашего сердца

Что чувствуем мы, когда смотрим на старые фотографии?

  • Старая фотография – это окно в прошлое, глядя в которое, мы видим то, чего уже больше нет, и никогда больше не будет, но что навеки сохранилось в памяти нашего сердца
Пятнадцатое апреля Проблема нравственной памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография , на которой меня нет»

Пятнадцатое апреля

Проблема нравственной памяти в рассказе

В. П. Астафьева «Фотография , на которой меня нет»

Прочитайте последнюю фразу рассказа? Почему рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тоже своеобразная история нашего народа?

Прочитайте последнюю фразу рассказа?

  • Почему рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тоже своеобразная история нашего народа?
Цели урока Выявить художественную идею рассказа, особенности образов героев. Расширить представления о жизни русского народа. Определить авторскую позицию.

Цели урока

  • Выявить художественную идею рассказа, особенности образов героев.
  • Расширить представления о жизни русского народа.
  • Определить авторскую позицию.
Угол избы с русской печью

Угол избы с русской печью

Печь-каменка в бане

Печь-каменка в бане

Красный угол крестьянской избы

Красный угол крестьянской избы

Исследовательская работа с текстом Образ бабушки (1вариант) Образ Витьки (2 вариант) Выпишите из эпизода лечения цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя. Образ учителя В каких эпизодах подчёркнуто присущее бабушке стремление к красоте, любовь ко всему живому? Какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты.  (3 вариант) Какое качество характера героя проявляется в воспоминаниях об учителях? Выпишите цитаты. За что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты Почему Витьке особенно запомнился эпизод со змеёй? Выпишите цитаты

Исследовательская работа с текстом

Образ бабушки (1вариант)

Образ Витьки (2 вариант)

Выпишите из эпизода лечения цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя.

Образ учителя

В каких эпизодах подчёркнуто присущее бабушке стремление к красоте, любовь ко всему живому?

Какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты.

(3 вариант)

Какое качество характера героя проявляется в воспоминаниях об учителях? Выпишите цитаты.

За что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты

Почему Витьке особенно запомнился эпизод со змеёй? Выпишите цитаты

Примерные ответы Образ бабушки Образ Витьки «Укутала мои ноги старой пуховой шалью, вытерла слёзы с моего лица» (заботливость) «Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинства расцветания» стр.290 Образ учителя «Растирала бабушка мои ноги запаренным берёзовым веником» стр. 285 (мудрость) «Как он много знал» (эрудиция) (способность ценить прекрасное) «Спи пташка малая, Господь с тобой» (вера в Бога)  «Фикусы стережёт пуще глаза» стр.290 (любовь ко всему живому) «Лицо учителя , хотя и мало приметное я не забыл до сих пор». «…Печальные и оттого необыкновенные глаза» стр. 291 внизу «Учителя были заводилами в деревенском клубе»(желание скрасить жизнь других людей) «Бабушка рамы вставляла в зиму с толком» стр. 288 (стремление к красоте) «Прошли годы а я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого» «Учителей уважают за вежливость» (стр.294) Душевная чуткость, умение помнить добро. «Учитель выхлопотал учебники» (стр. 295) (забота о людях) «И не поел то ничего» (296) скромность

Примерные ответы

Образ бабушки

Образ Витьки

«Укутала мои ноги старой пуховой шалью, вытерла слёзы с моего лица» (заботливость)

«Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинства расцветания» стр.290

Образ учителя

«Растирала бабушка мои ноги запаренным берёзовым веником» стр. 285 (мудрость)

«Как он много знал» (эрудиция)

(способность ценить прекрасное)

«Спи пташка малая, Господь с тобой» (вера в Бога)

«Фикусы стережёт пуще глаза» стр.290 (любовь ко всему живому)

«Лицо учителя , хотя и мало приметное я не забыл до сих пор». «…Печальные и оттого необыкновенные глаза» стр. 291 внизу

«Учителя были заводилами в деревенском клубе»(желание скрасить жизнь других людей)

«Бабушка рамы вставляла в зиму с толком» стр. 288 (стремление к красоте)

«Прошли годы а я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого»

«Учителей уважают за вежливость» (стр.294)

Душевная чуткость, умение помнить добро.

«Учитель выхлопотал учебники» (стр. 295) (забота о людях)

«И не поел то ничего» (296) скромность

Лексическая работа Как вы понимаете слова писателя: «важно, чтобы осталось слово «учитель»? В каком значении употреблено это слово?

Лексическая работа

  • Как вы понимаете слова писателя: «важно, чтобы осталось слово «учитель»?
  • В каком значении употреблено это слово?
Каковы особенности композиции рассказа? Какова её функция?
  • Каковы особенности композиции рассказа?
  • Какова её функция?
Почему так дорога герою старая фотография?

Почему так дорога герою старая фотография?

История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения.

История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения.

В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности, без которых человек не может жить.
  • В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности, без которых человек не может жить.
Оцените свою работу на уроке     работал, засучив рукава  (старательно) ; бил баклуши  (бездельничал) ; витал в облаках  (фантазировал не о чём) ; зарубил на носу  (запомнил крепко) ; работал спустя рукава  (кое-как) ; тише воды, ниже травы  (скромно) ; клевал носом  (засыпал) ; слушал краем уха  (невнимательно) ; работал не покладая рук  (усердно трудился) .

Оцените свою работу на уроке

 

  • работал, засучив рукава  (старательно) ;
  • бил баклуши  (бездельничал) ;
  • витал в облаках  (фантазировал не о чём) ;
  • зарубил на носу  (запомнил крепко) ;
  • работал спустя рукава  (кое-как) ;
  • тише воды, ниже травы  (скромно) ;
  • клевал носом  (засыпал) ;
  • слушал краем уха  (невнимательно) ;
  • работал не покладая рук  (усердно трудился) .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!