СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку " Повторение и обобщение по теме " Глагол""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку " Повторение и обобщение по теме " Глагол""»

1)обобщение полученных знаний по теме «Глагол»; 2) развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенций учащихся; 3) воспитание любви и уважительного отношения к родному языку.

1)обобщение полученных знаний по теме «Глагол»;

2) развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенций учащихся;

3) воспитание любви и уважительного отношения к родному языку.

Задачи:   1)развитие навыков морфологического разбора глагола; 2)развитие навыков лингвистического анализа текста; 3)развитие и совершенствование навыков индивидуальной работы ,самостоятельной исследовательской и творческой работы; 4)развитие орфографической зоркости; 5)закрепление орфоэпических норм; 6)закрепление понятий вид ,возвратность;

Задачи:

1)развитие навыков морфологического разбора глагола;

2)развитие навыков лингвистического анализа текста;

3)развитие и совершенствование навыков индивидуальной работы ,самостоятельной исследовательской и творческой работы;

4)развитие орфографической зоркости;

5)закрепление орфоэпических норм;

6)закрепление понятий вид ,возвратность;

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать ? что сделать? Что касается происхождения (этимологии) слова, то оно заимствовано из церковно-славянского языка, где обозначало понятия «слово», «речь». Глаголать – говорить  Глаголовать – много говорить Глаго́льник или глаго́латель (м.р.) и глаго́лательница (ж.р.) – тот, кто глаголет. Глаго́ливый – говорливый, беседливый. Словом глаго́ль называлась и буква Г в славянской и русской азбуке. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать ? что сделать?

Что касается происхождения (этимологии) слова, то оно заимствовано из церковно-славянского языка, где обозначало понятия «слово», «речь».

Глаголать – говорить Глаголовать – много говорить

Глаго́льник или глаго́латель (м.р.) и глаго́лательница (ж.р.) – тот, кто глаголет. Глаго́ливый – говорливый, беседливый. Словом глаго́ль называлась и буква Г в славянской и русской азбуке. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

Слово о словах  Когда ты хоч..ш(?)    молвить слово,   Мой друг, подумай – (не) спеши.   Оно быва..т то сурово,   То рождено теплом души.   Оно то жаворонком вьет(?)ся,   То медью траурной поет.    Покуда слово сам не взвес..ш(?),   (Не) выпускай его в полет.   Им можно радости пр..бавить   И радость людям отр..вить.   Им можно лед зимой ра..плавить   И камень в крошку раздр..бить.   Оно одар..т иль ограб..т,   Пусть ненароком, пусть шутя.   Подумай, как бы им не ранить   Того, кто слуша..т тебя. Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997),поэт, прозаик.

Слово о словах

Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово,  То рождено теплом души.  Оно то жаворонком вьет(?)ся,  То медью траурной поет. 

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997),поэт, прозаик.

Тема . Ценность ,весомость и роль слова О чём это стихотворение? Бережное отношение к слову, так как оно имеет не только воссоздающую силу но и разрушительную. Идея. О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Тема .

Ценность ,весомость и роль слова

О чём это стихотворение?

Бережное отношение к слову, так как оно имеет не только воссоздающую силу но и разрушительную.

Идея.

О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Стиль речи : художественный . - воздействует на воображение и чувства читателя; - реализуется в форме поэзии; - передаёт мысли и чувства автора;   - употребление художественных тропов, предающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Стиль речи : художественный .

- воздействует на воображение и чувства читателя;

- реализуется в форме поэзии;

- передаёт мысли и чувства автора;

- употребление художественных тропов, предающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся ,  То медью траурной поет. 

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся,  То медью траурной поет. 

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово,  То рождено теплом души.  Оно то жаворонком вьет(?)ся,  То медью траурной поет. 

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души.  Оно то жаворонком вьет(?)ся,  То медью траурной поет. 

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся ,  То медью траурной поет. 

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся ,  То медью траурной поет. 

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся ,  То медью траурной поет . 

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить  И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т ,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся ,  То медью траурной поет . 

Слово о словах. Когда ты хоч..ш(?)   молвить слово ,  Мой друг, подумай – (не) спеши.  Оно быва..т то сурово ,  То рождено теплом души .  Оно то жаворонком вьет(?)ся ,  То медью траурной поет . 

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить   И камень в крошку раздр..бить.  Оно одар..т иль ограб..т ,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

Покуда слово сам не взвес..ш(?),  (Не) выпускай его в полет.  Им можно радости пр..бавить  И радость людям отр..вить.  Им можно лед зимой ра..плавить   И камень в крошку раздр..бить .  Оно одар..т иль ограб..т ,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша..т тебя.

В.Солоухин.

Проверьте себя слово сурово эпитет  рождено теплом души метафора  жаворонком вьётся сравнение  медью траурной поёт метафорический . эпитет  слово одарит метафора  слово ограбит метафора  лёд расплавит метафора  камень раздробит метафора

Проверьте себя

слово сурово эпитет рождено теплом души метафора жаворонком вьётся сравнение медью траурной поёт метафорический . эпитет слово одарит метафора слово ограбит метафора лёд расплавит метафора камень раздробит метафора

Слово о словах Когда ты хоч..ш    молвить слово,   Мой друг, подумай – не спеши.   Оно быва...т то сурово,   То рождено теплом души.   Оно то жаворонком вьет    То медью траурной поет.    Покуда слово сам не взвес…ш ,   Не выпускай его в полет.   Им можно радости пр...бавить   И радость людям отр...вить.   Им можно лед зимой ра…плавить   И камень в крошку раздр...бить.   Оно одар…т иль ограб...т,   Пусть ненароком, пусть шутя.   Подумай, как бы им не ранить   Того, кто слуша...т тебя. е ь (?) ( ) е ся, (?)  Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997),поэт, прозаик. и ь ( ) и а с о и и е

Слово о словах

Когда ты хоч..ш   молвить слово,  Мой друг, подумай – не спеши.  Оно быва...т то сурово,  То рождено теплом души.  Оно то жаворонком вьет   То медью траурной поет. 

Покуда слово сам не взвес…ш ,  Не выпускай его в полет.  Им можно радости пр...бавить  И радость людям отр...вить.  Им можно лед зимой ра…плавить  И камень в крошку раздр...бить.  Оно одар…т иль ограб...т,  Пусть ненароком, пусть шутя.  Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слуша...т тебя.

е

ь

(?)

( )

е

ся,

(?)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997),поэт, прозаик.

и

ь

( )

и

а

с

о

и

и

е

Морфологический разбор – глагол ,т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делаешь?  I .Н.ф.-хотеть; что делать?  II .Пост. призн .:несов.в., невозвр.,разноспряг.;  Непост.призн.:в форме наст.вр., 2 л.,ед.ч.  III .Сказуемое: ты (что делаешь?) хочешь.  - глагол ,т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?  I .Н.ф.-бывать; что делать?  II .Пост.призн.:несов.в.,невозвр., I спр.;  Непост.призн.:в форме наст.вр., 3 л.,ед.ч.  III .Сказуемое: оно (что делает?) бывает сурово . Хочешь Бывает

Морфологический разбор

– глагол ,т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делаешь? I .Н.ф.-хотеть; что делать? II .Пост. призн .:несов.в., невозвр.,разноспряг.; Непост.призн.:в форме наст.вр., 2 л.,ед.ч. III .Сказуемое: ты (что делаешь?) хочешь.

- глагол ,т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? I .Н.ф.-бывать; что делать? II .Пост.призн.:несов.в.,невозвр., I спр.; Непост.призн.:в форме наст.вр., 3 л.,ед.ч. III .Сказуемое: оно (что делает?) бывает сурово .

Хочешь

Бывает

Задание : определите спряжение данных глаголов.    I вариант II вариант  ,3 л.,ед.ч.-читать- I спр. любишь   видит читает стелешь  ,2 л.,ед.ч. -  любить - II спр.  ,2 л.,ед.ч. – стелить – I спр.,искл.  ,3л.,ед.ч. – видеть- II спр.,искл.

Задание : определите спряжение данных глаголов.

I вариант II вариант

,3 л.,ед.ч.-читать- I спр.

любишь

видит

читает

стелешь

,2 л.,ед.ч. -

любить - II спр.

,2 л.,ед.ч. – стелить – I спр.,искл.

,3л.,ед.ч. – видеть- II спр.,искл.

Задание: проспрягайте глаголы , правильно расставьте ударение.  вручить  звонить Ед.ч.  1л. звон Ю 2л.звон И шь 3л. звон И т Мн.ч. 1л.звон И м 2л.звон И те 3л.звон Я т Ед.ч.  1л. вруч У 2л. вруч И шь 3л.вруч И т Мн.ч.  1л. вруч И м 2л.вруч И те 3л.вруч А т

Задание: проспрягайте глаголы , правильно расставьте ударение.

вручить

звонить

Ед.ч. 1л. звон Ю

2л.звон И шь

3л. звон И т

Мн.ч.

1л.звон И м

2л.звон И те

3л.звон Я т

Ед.ч. 1л. вруч У

2л. вруч И шь

3л.вруч И т

Мн.ч. 1л. вруч И м

2л.вруч И те

3л.вруч А т

Задание: подчеркните грамматические основы в предложениях первой части стихотворения. Когда ты хочешь     молвить слово,   Мой друг, подумай – не спеши.  Оно бывает то сурово,    То рождено теплом души.    Оно то жаворонком вьется,    То медью траурной поет.  

Задание: подчеркните грамматические основы в предложениях первой части стихотворения.

Когда ты хочешь    молвить слово,  

Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово,   То рождено теплом души.   Оно то жаворонком вьется,   То медью траурной поет.  

«Рукой подать» Что это за выражение?  Подберите синоним и антоним. Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых. Назови глаголы – исключения, относящиеся к 1 спряжению. Как вы понимаете, что такое разноспрягаемый глагол? Назовите их. Образуй от слова  ласковый  глагол неопределенной формы, возвратный Назови орфограммы по теме « Глагол» Какая часть речи может похвастаться? «Что без меня предметы? Лишь названья, а я приду - все в действие придет. Поставь правильно ударение в словах «звонишь», «повторишь» Одеть или надеть: (Ребенка, больного, платье, туфли)

«Рукой подать»

Что это за выражение?

Подберите синоним и антоним.

Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых.

Назови глаголы – исключения, относящиеся к 1 спряжению.

Как вы понимаете, что такое разноспрягаемый глагол? Назовите их.

Образуй от слова  ласковый  глагол неопределенной формы, возвратный

Назови орфограммы по теме

« Глагол»

Какая часть речи может похвастаться?

«Что без меня предметы? Лишь названья, а я приду - все в действие придет.

Поставь правильно ударение в словах «звонишь», «повторишь»

Одеть или надеть:

(Ребенка, больного, платье, туфли)

Закончи фразу: «Сегодня на уроке  - мы повторили…;  - мы узнали…;  - я выяснил, наконец-то, то, что…

Закончи фразу: «Сегодня на уроке - мы повторили…; - мы узнали…; - я выяснил, наконец-то, то, что…

 Домашнее задание:  1.Повторить параграфы 82-92 (В.Бабайцева.Русский язык.Теория.)  2.Не взвесишь-№3.  3.Расплавить-№2,определить способ словообразования.  4.Зимой-№1(полный фонетический разбор)

Домашнее задание: 1.Повторить параграфы 82-92 (В.Бабайцева.Русский язык.Теория.) 2.Не взвесишь-№3. 3.Расплавить-№2,определить способ словообразования. 4.Зимой-№1(полный фонетический разбор)

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!