Поиграем!
Игра «Кто больше»
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Над головой весен … небо. В полях бегут шумн.. и говорлив.. ручейки.
Над влажн.. землёй взлетают высоко в небо жаворонки. Красиво журчат весёл.. ручейки. Тонк.. веточки кустов у берега низко наклоняются к реке.
Идёт весна по полям, гонит тучи с весенн.. неба, тёпл.. ветром дышит на реку, солнечн … лучами согревает землю.
Проверяй-ка
Полные прилагательные
Краткие прилагательные
узкий
короток
длинный
счастлив
вежливый
богаты
хвойный
ласковый
умён
красив
деревянный
важны
интересная
скучна
приветливый
хороша
ситцевый
весела
свежий
мягки
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Цель урока:
Знаете ли вы…
В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись и употреблялись как в роли сказуемого, так и в роли определения.
В современном русском языке они бывают только сказуемыми; в роли определений сохранились лишь в произведениях устного народного творчества( красна девица, чисто поле ), в отдельных выражениях( по белу свету, на босу ногу и т. д .)
Образуются только
от качественных
прилагательных
(отбрасывается окончание
или его часть)
Изменяются
по родам (в ед. ч. )
и числам
Краткие имена прилагательные
В предложении
является сказуемым,
поясняют подлежащее
Отвечает на вопросы Каков?
Какова? Каково? Каковы?
Проверяй-ка
Дорогой – дОрог, дорогА, дОрого, дОроги.
Молодой – мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды.
Резкий – рЕзок, резкА, резкО, резкИ.
Сладкий – слАдок, сладкА, слАдко, слАдки.
Бледный – блЕден, бледнА, блЕдно, бледнЫ.
Страшный – стрАшен, страшнА, страшнО, страшнЫ.
Чтобы не допускать орфоэпических ошибок при употреблении кратких прилагательных, состоящих из двух-трёх слогов, проанализируйте и запомните, куда чаще всего в них падает ударение в зависимости от рода и числа.
Запомните: в многосложных прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полной форме:
интерЕсный – интерЕсен, интерЕсно, интерЕсна, интерЕсны;
красИвый – красИв, красИво, красИва, красИвы (красИвее, красИвейший))
Задание - ловушка
Свежий воздух. - Воздух свежь.
Проверяй-ка
Свежий воздух - Воздух свеж. Пахучий подснежник – Подснежник пахуч.
Дремучий лес – Лес дремуч.
Колючий ёж - Ёж колюч.
Назовите общие грамматические признаки слов каждого ряда и дополните ряды слов своими примерами.
Рожь, тишь, речь…
Стеречь, беречь, молчишь, говоришь…
Сторож, камыш, плащ…
Возле дач, с крыш, много задач…
Хорош, горяч, дремуч…
Оцените свою работу
Ответы:
1-б 2-а 3-б 4- б 5 – а
6 – б 7 – б 8 - б
Оценивание теста:
0 ошибок – «5»
1 – 2 ошибки – «4»
3 -4 ошибки – «3»
5 и более ошибок – «2»
Оцените свою работу сегодня на уроке
1) Дело мастера боится (Уверен в своих знаниях)
2) Добрый разум не наживают сразу (Есть небольшие пробелы, надо ещё поработать)
Домашнее задание ( по выбору):
1) Упр. 242
2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Пришла весна»(используя как можно больше полных и кратких прилагательных, слов с орфограммами « ь после шипящих в разных частях речи»
1. мотивационная готовность и положительный эмоциональный настройвоспитанников к работе
6. рефлексия .
Технологическая цепочка педагогических действий при диалоговом обучении
2. совместная постановка целей .
-5. применение активных форм познавательной деятельности на
3. знакомство воспитанников с правилами ведения диалога .
4. создание педагогических ситуаций, позволяющих проявлятьсамостоятельность каждому