Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по творчеству Л.Н.Толстого»
Презентацию подготовила
Учитель МБОУООШ №21
Г. Пятигорска
Антонян А.С.
Лев Николаевич Толстой История создания рассказа
«После бала»
Цели урока:
- Расширить знания о биографии писателя;
- Показать своеобразие историзма Толстого;
- Познакомиться с историей создания рассказа «После бала»;
- Определить социально-нравственные проблемы рассказа;
Что мы знаем о Л.Н.Толстом?
Лев Николаевич Толстой
Ясная Поляна
Усадьба
При въезде в Ясную Поляну
Усадьба Льва Толстого
В наши дни
Козлова Засека
Лев Толстой
Война и мир
Анна Каренина
Романы Л.Н.Толстого
Писатели
о Л.Н.Толстом
Как вы понимаете высказывания:
- “ Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;
- “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой);
- “ Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);
- “ Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?
- Запишите любую понравившуюся вам цитату.
(Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа обычно
составляет одно событие или
происшествие, хотя могут быть и более
объемные темы, охватывающие длительные
отрезки времени, даже всю жизнь героя.)
- Сколько сюжетных линий в рассказе?
(Как правило, одна сюжетная линия)
- Докажите, что «После бала» - это рассказ .
История создания рассказа
Рассказ написан в 1903 году.
О каком времени пишет
Толстой?
(О сороковых годах 19 века,
о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.)
- В каком году вступил на престол Николай 1, (с каким событием российской истории это связано)?
- Расскажите об истории создания рассказа «После бала».
Император Николай 1
- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в
преклонном возрасте вернулся
к воспоминаниям своей молодости,
положив их в основу сюжета
рассказа «После бала»?
- Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
- Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
- (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)
- Какие события описаны в рассказе?
- В рассказе два главных события: бал у губернаторского предводителя и сцена наказания солдата
2.
1.
- Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? (Подтвердите свои слова цитатами из текста.)
- Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н. Толстой до
своего читателя?
- Подготовьте характеристику героев рассказа «После бала».