СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Содержательный подход к измерению информации" для 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме: "Содержательный подход к измерению информации" /

Gрезентацию можно использовать при объяснении новго материала. В ней рассматриваются следующие вопросы:

  • подходы к измерению информации;
  • неопределенность знаний;
  • единица измерения информации;
  • вывод формулы;
  • решение задач;
  • вывод: от чего зависит количество информации при содержательном подходе?

При объяснении нового материала используется проблемное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Содержательный подход к измерению информации" для 8 класса»

МОЖНО ЛИ ИЗМЕРИТЬ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ  И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

МОЖНО ЛИ ИЗМЕРИТЬ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

0 ». Столица России – Москва. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн. Дивергенция однородного векторного поля равна нулю. Вчера весь день шел дождь. Лед - твердое состояние воды. " width="640"

ОПРЕДЕЛИТЕ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ С ПОЗИЦИИ «=0» ИЛИ « 0 ».

  • Столица России – Москва.
  • Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
  • Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн.
  • Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.
  • Вчера весь день шел дождь.
  • Лед - твердое состояние воды.
СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД Информативность сообщения Понятность Информация превращается в знания, если есть логическая связь новых сведений с имеющимися знаниями Новизна Сообщение информативно, если оно пополняет знания человека Сообщение несет информацию для человека, если заключенные  в нем сведения являются для него новыми и понятными

СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД

Информативность сообщения

Понятность

Информация превращается в знания, если есть логическая связь новых сведений с имеющимися знаниями

Новизна

Сообщение информативно, если оно пополняет знания человека

Сообщение несет информацию для человека, если заключенные

в нем сведения являются для него новыми и понятными

Подходы к измерению информации Алфавитный Содержательный

Подходы к измерению информации

Алфавитный

Содержательный

КАК ИЗМЕРИТЬ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ?

КАК ИЗМЕРИТЬ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ?

ПРОЧИТАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза, несет 1 бит информации ЧТО ТАКОЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ?

ПРОЧИТАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Сообщение, уменьшающее

неопределенность знаний в 2 раза,

несет 1 бит информации

ЧТО ТАКОЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ?

ЧТО ТАКОЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ? Неопределенность знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события ё

ЧТО ТАКОЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ?

Неопределенность знаний

о некотором событии – это количество

возможных результатов события ё

СКОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ, УЗНАВ О РЕЗУЛЬТАТЕ БРОСАНИЯ МОНЕТЫ? Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации

СКОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ, УЗНАВ О РЕЗУЛЬТАТЕ БРОСАНИЯ МОНЕТЫ?

Сообщение о том, что произошло

одно событие из двух равновероятных,

несет 1 бит информации

Я ЗАГАДАЛА ЧИСЛО 4 ИЗ ДИАПАЗОНА ОТ 1 ДО 8. СКОЛЬКО БИТ ИНФОРМАЦИИ В ЭТОМ СООБЩЕНИИ?  ДАВАЙТЕ ПОДОЙДЕМ К ОТВЕТУ ПОСТЕПЕННО. БУДЕМ ОТГАДЫВАТЬ ЧИСЛО, ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ», ПРИ ЭТОМ УМЕНЬШАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ В ДВА РАЗА. 1 2 3 4 5 6 7 8 1 бит + 1 бит 1 бит + = 3 бита МЕТОД ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ

Я ЗАГАДАЛА ЧИСЛО 4 ИЗ ДИАПАЗОНА ОТ 1 ДО 8. СКОЛЬКО БИТ ИНФОРМАЦИИ В ЭТОМ СООБЩЕНИИ? ДАВАЙТЕ ПОДОЙДЕМ К ОТВЕТУ ПОСТЕПЕННО. БУДЕМ ОТГАДЫВАТЬ ЧИСЛО, ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ», ПРИ ЭТОМ УМЕНЬШАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ В ДВА РАЗА.

1

2

3

4

5

6

7

8

1 бит

+

1 бит

1 бит

+

=

3 бита

МЕТОД ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ

ВАШ ДРУГ НА ЭКЗАМЕНЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЛЮБУЮ ОЦЕНКУ ОТ 2 ДО 5. ОН ВАМ СООБЩИЛ, ЧТО ПОЛУЧИЛ ПЯТЕРКУ. СКОЛЬКО БИТОВ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖИТ ЕГО СООБЩЕНИЕ? МЕТОД ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ «2» «3» «4» «5»

ВАШ ДРУГ НА ЭКЗАМЕНЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЛЮБУЮ ОЦЕНКУ ОТ 2 ДО 5. ОН ВАМ СООБЩИЛ, ЧТО ПОЛУЧИЛ ПЯТЕРКУ. СКОЛЬКО БИТОВ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖИТ ЕГО СООБЩЕНИЕ?

МЕТОД ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ

«2»

«3»

«4»

«5»

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ N И КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ I ? 2 =N  где N – количество равновероятных событий;  i – количество информации в  сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий. i

КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ N И КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ I ?

2 =N

где N – количество равновероятных событий;

i – количество информации в

сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий.

i

ЗАДАЧА 1. «Вы выходите на следующей остановке?» — спросили человека в автобусе.  «Нет», — ответил он. Сколько бит содержит его ответ? ЗАДАЧА 2. В бассейне 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил спортсмену, что он будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получил пловец? ЗАДАЧА 3. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?

ЗАДАЧА 1.

«Вы выходите на следующей остановке?» — спросили человека в автобусе.

«Нет», — ответил он. Сколько бит содержит его ответ?

ЗАДАЧА 2.

В бассейне 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил спортсмену, что он будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получил пловец?

ЗАДАЧА 3.

Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?

ЗАДАЧА 4. Из сообщения о том, что ваш поезд прибывает на шестой путь, получено 3 бита информации. Сколько на железнодорожном вокзале путей отправления поездов? ЗАДАЧА 5. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили? ЗАДАЧА 6. Была полу телеграмма: «Встречайте, вагон 5». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

ЗАДАЧА 4.

Из сообщения о том, что ваш поезд прибывает на шестой путь, получено 3 бита информации. Сколько на железнодорожном вокзале путей отправления поездов?

ЗАДАЧА 5.

Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый. Какое количество информации вы при этом получили?

ЗАДАЧА 6.

Была полу телеграмма: «Встречайте, вагон 5». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

ЗАДАЧА 7. В магазине16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Продавец сообщил Коле, что нужная ему книга находится на третьем стеллаже на пятой сверху полке. Какое количество информации продавец передал Пете? ЗАДАЧА 8. Сколько вопросов надо задать, чтобы отгадать задуманное целое число от 1 до 16? ЗАДАЧА 9. Какой объем информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний а 4 раза?

ЗАДАЧА 7.

В магазине16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Продавец сообщил Коле, что нужная ему книга находится на третьем стеллаже на пятой сверху полке. Какое количество информации продавец передал Пете?

ЗАДАЧА 8.

Сколько вопросов надо задать, чтобы отгадать задуманное целое число от 1 до 16?

ЗАДАЧА 9.

Какой объем информации содержит сообщение уменьшающее неопределенность знаний а 4 раза?

Подходы к измерению информации Содержательный Алфавитный Количество информации зависит  от неопределенности  знаний ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ?

Подходы к измерению информации

Содержательный

Алфавитный

Количество информации

зависит

от неопределенности

знаний

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 8 класса, с. 148, §1.1, прочитать и ответить на вопросы. 2. Электронная тетрадь. Домашнее задание №16 (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 8 класса, с. 148, §1.1, прочитать и ответить на вопросы.

2. Электронная тетрадь. Домашнее задание №16 (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 8 класса. Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. Ресурс:  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. А)Вычисление количества информации: смысловой подход (N 134900) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b726485-cd5e-40ed-b21a-3db5d5d5f54b/?interface=catalog Б)Ресурс: Измерение количества информации: информация как мера уменьшения неопределенности (N 135059) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b7753262-65bc-49f7-acd7-987a118ce971/?interface=catalog В)  Ресурс: Домашнее задание N 16 (N 129083) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c04bd5e4-f4f3-4fa1-adf7-4862d4b73dca/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class=50&subject=19

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  • Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебник для 8 класса.
  • Информатика. Задачник-практикум. Том 1. Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера
  • Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс.
  • Ресурс:
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

А)Вычисление количества информации: смысловой подход (N 134900)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b726485-cd5e-40ed-b21a-3db5d5d5f54b/?interface=catalog

Б)Ресурс: Измерение количества информации: информация как мера уменьшения неопределенности (N 135059)

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b7753262-65bc-49f7-acd7-987a118ce971/?interface=catalog

В) Ресурс: Домашнее задание N 16 (N 129083)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c04bd5e4-f4f3-4fa1-adf7-4862d4b73dca/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class=50&subject=19

АВТОР: КОЛЕСНИКОВА А.В.,  УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

АВТОР: КОЛЕСНИКОВА А.В., УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!