СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Обособленные обстоятельства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Обособленные обстоятельства"»

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства

Цель урока: Формировать навык выделения запятыми обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Рассмотреть случаи, когда деепричастия не обособляются. Продолжить работу над построением предложений с деепричастными оборотами

Цель урока:

  • Формировать навык выделения запятыми обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
  • Рассмотреть случаи, когда деепричастия не обособляются.
  • Продолжить работу над построением предложений с деепричастными оборотами
 Повторение  Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.  Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?  Какие виды обстоятельств вам известны?

Повторение

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.

  • Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?
  • Какие виды обстоятельств вам известны?
Обособленные обстоятельства могут быть выражены: Одиночными деепричастиями  Пошумев, река успокоилась. Деепричастным оборотом  Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. Существительными в косвенных падежах с предлогами  Несмотря на поздний час, было душно.

Обособленные обстоятельства

могут быть выражены:

  • Одиночными деепричастиями

Пошумев, река успокоилась.

  • Деепричастным оборотом

Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

  • Существительными в косвенных падежах с предлогами

Несмотря на поздний час, было душно.

Случаи обособления деепричастных оборотов

Обособляются

Не обособляются

1)Независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу. Князь Андрей верхом остановился на батарее , глядя на дым орудия , из которого вылетело ядро. (Л. Толстой) НО

  • Если они тесно связаны по смыслу со сказуемым и образуют главную смысловую часть высказывания.

2) Деепричастие или деепричастный оборот, стоящий после союза (кроме союза А). Мы повернули и, выйдя за ворота , отправились в лес.

Эту фразу нужно произносить выделяя последнюю часть .

2)Обороты, используемые как однородные члены с необособленными обстоятельствами. О на сидела с мокрым от слёз лицом и не сводя глаз с письма .

3)При противопоставлении сказуемых запятая ставится и после союза А. Он не просто говорил, а, волнуясь , кричал.

3) Если оборот стоит после союза А, оторвать его от союза и переставить невозможно . Он не думал ни о чём, а увидев произошедшее , страшно расстроился.

4) Деепричастные обороты, выступающие в роли вводных слов и выражений: по совести говоря, судя по всему, глядя на это и т.д . Судя по всему , мы сильно опоздаем.

4) Не являются деепричастными оборотами выражения со словами Начиная, Исходя из, если он утратили значение глагольности. Начиная с завтрашнего дня буду заниматься.

5) Фразеологические обороты. Он работал спустя рукава.

Случаи обособлений одиночных деепричастий Обособляются Не обособляются 1) Если указывают на время действия, его причину, условие, но не образ действия. Осмотревшись , я увидел много интересного. 1) Примыкающие к сказуемому и близкие по смыслу к наречиям(обстоятельство образа действия). Он любил есть читая . 2) Несколько деепричастий, выступающих вы роли однородных обстоятельств. Бабушка, вздыхая и ворча , вышла из дома.

Случаи обособлений одиночных деепричастий

Обособляются

Не обособляются

1) Если указывают на время действия, его причину, условие, но не образ действия. Осмотревшись , я увидел много интересного.

1) Примыкающие к сказуемому и близкие по смыслу к наречиям(обстоятельство образа действия).

Он любил есть читая .

2) Несколько деепричастий, выступающих вы роли однородных обстоятельств.

Бабушка, вздыхая и ворча , вышла из дома.

Построение предложений с деепричастными оборотами 1. Деепричастие, указывающее на дополнительное действие, должно вводиться в предложение, где названо основное действие, причем субъект обоих действий должен быть одинаков: Войдя в комнату, Петя поздоровался Петя и вошел в комнату, и поздоровался.   ( Если это правило не соблюдено, возникает ошибка: Приехав в Москву, Таня была тепло встречена родными.  Ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного действия, и объектом другого.  Вернувшись домой, у меня заболела голова .  Неясно, откуда голова вернулась?!.)

Построение предложений с деепричастными оборотами

1. Деепричастие, указывающее на дополнительное действие, должно вводиться в предложение, где названо основное действие, причем субъект обоих действий должен быть одинаков:

Войдя в комнату, Петя поздоровался

Петя и вошел в комнату, и поздоровался.

( Если это правило не соблюдено, возникает ошибка:

Приехав в Москву, Таня была тепло встречена родными.

Ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного действия, и объектом другого.

Вернувшись домой, у меня заболела голова .

Неясно, откуда голова вернулась?!.)

Графический диктант 1) Исследуем языковой материал по группам : Докажите наличие или отсутствие обособленных (-ого) обстоятельств(-а). Определите причину обособления. 1.группа: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. 2 группа: Он сидел против меня, облокотившись ,и ,притянув к себе ветку сирени, обрывал с нее листья. 3 группа: Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание .

Графический диктант

1) Исследуем языковой материал по группам :

Докажите наличие или отсутствие обособленных (-ого) обстоятельств(-а). Определите причину обособления.

1.группа: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

2 группа: Он сидел против меня, облокотившись ,и ,притянув к себе ветку сирени, обрывал с нее листья.

3 группа: Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание .

Найти предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота  Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки. Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа. Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина. Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер. Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Найти предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота

  • Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
  • Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
  • Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
  • Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
  • Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Поставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства 1. Странички желтые листая мы с грустью вспоминаем о былом. 2. Парни побросав игру обступили старика. 3. Толстыми подошвами скрипя прошел проводник. 4. У этого дома подростком бродил я не чувствуя ног. 5. Крадучись Олег спустился с холма.

Поставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства

  • 1. Странички желтые листая мы с грустью вспоминаем о былом.
  • 2. Парни побросав игру обступили старика.
  • 3. Толстыми подошвами скрипя прошел проводник.
  • 4. У этого дома подростком бродил я не чувствуя ног.
  • 5. Крадучись Олег спустился с холма.
Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах) Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н 1.Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. 2Она слушала затаив дыхание. 3.Катер, набирая скорость, дал сигнал. 4Не нужно было это делать спустя рукава. 5Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу. 6.Мы сломя голову неслись по ухабам. 7Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы. 8.Она сидела молча. 9Задумчиво опустив головы, люди молчали

Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

1.Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

2Она слушала затаив дыхание.

3.Катер, набирая скорость, дал сигнал.

4Не нужно было это делать спустя рукава.

5Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

6.Мы сломя голову неслись по ухабам.

7Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

8.Она сидела молча.

9Задумчиво опустив головы, люди молчали

Проверь себя 1о 2н 4н 3о 5о 7о 8н 6н 9о

Проверь себя

Домашнее задание  дифференцированное :   НА ВЫБОР УЧЕНИКА:   1   п 30.Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами. 2.  п 30. Составить текст на тему:   « Приход весны » с использованием обособленных членов предложения

Домашнее задание

дифференцированное :  

  • НА ВЫБОР УЧЕНИКА:  
  • 1   п 30.Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами.
  • 2.  п 30. Составить текст на тему:
  •   « Приход весны » с использованием обособленных членов предложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!