Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости!
Урок истории в 7 «Б» классе
Учитель: Ефимова С.А.
Внимание на экран!
Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Подсказка:
Ль ра ту ку 71 ка ве
Тема урока:
- Культура России XVII века
Попробуйте сформулировать цель урока
О чём вы сегодня хотите узнать?
к какому результату будете стремиться?
Моя цель:
- Перечислить и рассмотреть основные направления культуры россии XVII века
- Познакомиться с произведениями культуры и их авторами
- Выявить особенности культуры данного периода времени
Давайте назовём основные направления, которые можно выделить при изучении Культуры россии
Называем и составляем план урока
План урока:
- I. Образование
- II. музыка
- III. литература
I. Образование:
- Ребята, а что вы хотели бы узнать об образовании XVII века?
1. Основная форма образования -
Учебник Стр.76
- Домашнее обучение.
2. Кто получал домашнее образование? 1) 2) 3)
1) Дети бояр 2) Дети дворян 3) Дети «посадских людей»
3. Чему учили детей? 1) 2) 3) 4)
1) Чтение 2) Письмо 3) Счёт 4) Иностранные языки (латынь и польский язык)
4. Кто выступал в роли учителей? 1) 2) 3)
1) Грамотные члены семьи 2) Священнослужители 3) Приглашённые иностранцы
5. Учебные заведения? 1) 2) 3)
1) Школы при церквах и монастырях 2) Государственная школа для подготовки подьячих (1665 год) 3) Первый вуз – славяно-греко-латинская академия братьев лихудов (1687 год)
Появились частные школы
Академия братьев лихудов
6. Первый печатный букварь автор: Карион истомин (цена 1 коп) (рассмотрите страницу из букваря)
7. Алфавит: (листы)
Буквы и их значение
Алфавит XV, XVI, XVII веков
Как вы считаете, легко ли было в XVII веке получить образование?
Да?
нет?
почему?
Итак, первый этап урока позади. Мы переходим к музыке XVII века
Запись в тетрадь
II. Музыка:
Что вы хотели бы узнать о музыке 17 века?
1. Основные музыкальные жанры:
- 1) Церковная музыка
- 2) обрядовые песни
- 3) частушки
2. Композитор XVII века:
- Дилецкий Николай Павлович
- (1630 – 1680) – композитор, учёный, музыкальный просветитель.
Внимательно изучите информацию о Н.п.дилецком
- В каком музыкальном жанре сочинял Николай павлович дилецкий? (лист)
3. давайте прослушаем произведение Н.п.дилецкого «хвалите имя господне»:
- 1) где исполнялась такая музыка?
- 2) оцените характер произведения
4. частушки:
- давайте вспомним всё, что мы знаем о частушках:
- 1) что такое «частушки»?
- 2) какие частушки вы запомнили с прошлого учебного года?
- 3) давайте исполним?
Частушки: (стоя)
- Сидит парень у ворот,
- Широко разинув рот,
- А народ не разберёт,
- Где ворота, а где рот.
- Мой милёнок целый день
- Сидит улыбается,
- Потому что зубы вставил –
- Рот не закрывается.
Позади уже два этапа нашего урока. а это значит, что пора переходить к литературе XVII века
запись
III. Литература XVII века:
- Как будем работать?
- Что о литературе узнаем в первую очередь?
1. Основные жанры литературы:
Были популярны
Появились в XVII веке
- 1) учебник стр. 79
- 2)
- 3)
- 4)
- 5)
Ответы:
- 1) жития святых
- 2) былины
- 3) пословицы
- 4) песни
- 5) заговоры
- 1) Сатирическая повесть
- 2) биографическая повесть
- 3) стихосложение
2. Симеон полоцкий:
- Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; 12 декабря 1629 — 25 августа 1680). Монах, писатель, поэт. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и фёдора.
3. Стихи полоцкого:
Стихи полоцкого (лист):
- Царю восточный, царю стран премногих,
- нас избавивый от противник многих.
- Прогнавы з Руси еретики,
- будиж в победах преславен во веки!
-
- Царствуй над всеми вселенныя страны,
- из язык мрачных твори христианы.
- Разшири веру, свет омрачным буди,
- иже во смертней сени гибнут люди
- Царствуй, пресилен, преславен повсюду,
- где солнца запад и встает откуду!
- Подай ти Господь во мире сияти,
- второму солнцу, всеми обладати,
- Дабы тобою мрака избежати
- всем родом земли и веру познати.
-
- Буди Константин и Владимир миру,
- сотри кумира и прослави веру.
- Подай Господь миром обладати,
- а в век будущий в небе царствовати.
-
3. Повесть о ерше ершовиче:
- 1) Внимательно прочитайте дополнительный материал.
- 2) о чем это произведение?
- 3) эта повесть – сатирическая. В чём сатира?
- 4) с каким персонажем из русских народных сказок можно сравнить ерша?
Позади уже три этапа нашего урока, который, к сожалению, подходит к концу.
Однако, изучение данной темы мы продолжим на следующем уроке, в понедельник.
Готовы проверить свои знания?
Решаем кроссворд вместе с соседом по парте
Проверим?
а
к
ц
а
д
р
л
ь
е
б
м
щ
ч
и
а
я
о
о
и
с
г
б
т
р
л
т
н
а
у
а
и
о
и
з
ч
т
м
д
ф
к
ш
е
о
о
и
и
к
р
ч
н
т
в
и
м
л
ж
а
е
а
а
и
н
л
т
ш
ц
й
с
ь
и
к
н
у
а
а
у
е
р
л
я
а
е
ь
м
т
у
р
з
а
ы
к
а
Давайте подводить итоги. Скажите, вам было интересно? Что вам понравилось больше всего? Что вас удивило? Какие вопросы вы хотели бы изучить более подробно?
Выбираем домашнее задание
Домашнее задание:
- 1. §§10-11, читать, отвечать на вопросы устно.
- 2. ? (Выбираем сами)
Спасибо за внимание!!!