СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по предмету "Музыка" на тему: "Образы зимы в музыке и живописи".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

формирование представлений у учащихся о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка и живопись).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по предмету "Музыка" на тему: "Образы зимы в музыке и живописи".»

Образы зимы в музыке и живописи Презентацию подготовил учитель музыки Нестерова Ирина Викторовна Школа «НАУКОГРАД» МФЮА г.Москва 2024г.

Образы зимы в музыке и живописи

Презентацию подготовил

учитель музыки

Нестерова Ирина Викторовна

Школа «НАУКОГРАД» МФЮА

г.Москва

2024г.

П.И.Чайковский  Цикл «Времена года»

П.И.Чайковский Цикл «Времена года»

«Декабрь. Святки»

«Декабрь. Святки»

Декабрь. Этот открывающий зиму, но завершающий год двенадцатый месяц календаря, многие считают сказочным. И это не только потому, что природа одевается в роскошный белоснежный наряд, который искрясь на зимнем солнце, поражает своим великолепием. Декабрь – месяц весёлых забав, ведь в это время, заряжаясь хорошим настроением, можно задорно кататься на лыжах, коньках и санках, а самое главное декабрь - пора самых весёлых и волшебных праздников: Нового года и Рождества. Вот именно такой возвышенно восторженный настрой великий Пётр Ильич Чайковский отразил в своей фортепианной композиции «Декабрь. Святки», явившейся яркой иллюстрацией последнего месяца календарного года.

Декабрь. Этот открывающий зиму, но завершающий год двенадцатый месяц календаря, многие считают сказочным. И это не только потому, что природа одевается в роскошный белоснежный наряд, который искрясь на зимнем солнце, поражает своим великолепием.

Декабрь – месяц весёлых забав, ведь в это время, заряжаясь хорошим настроением, можно задорно кататься на лыжах, коньках и санках, а самое главное декабрь - пора самых весёлых и волшебных праздников: Нового года и Рождества. Вот именно такой возвышенно восторженный настрой великий Пётр Ильич Чайковский отразил в своей фортепианной композиции «Декабрь. Святки», явившейся яркой иллюстрацией последнего месяца календарного года.

«Декабрь. Святки.» Этой грациозной и жизнеутверждающей композицией Чайковский завершает свой знаменитый цикл фортепианных пьес - своеобразный музыкальный календарь, который впоследствии получил весьма подходящее для него название «Времена года».

«Декабрь. Святки.»

Этой грациозной и жизнеутверждающей композицией Чайковский завершает свой знаменитый цикл фортепианных пьес - своеобразный музыкальный календарь, который впоследствии получил весьма подходящее для него название «Времена года».

История создания Глава петербургского нотного издательского дома Николай Матвеевич Бернард просил Чайковского за весьма высокий гонорар сочинить двенадцать программных фортепианных пьес по уже придуманным заголовкам. В письменном послании издатель пояснял Петру Ильичу, что каждая композиция должна отображать природную зарисовку или жанровую картинку, соответствующую определённому календарному месяцу. Произведения, в качестве приятного сюрприза подписчикам, должны выходить ежемесячно в качестве приложения к журналу «Нувеллист».

История создания

Глава петербургского нотного издательского дома Николай Матвеевич Бернард просил Чайковского за весьма высокий гонорар сочинить двенадцать программных фортепианных пьес по уже придуманным заголовкам. В письменном послании издатель пояснял Петру Ильичу, что каждая композиция должна отображать природную зарисовку или жанровую картинку, соответствующую определённому календарному месяцу. Произведения, в качестве приятного сюрприза подписчикам, должны выходить ежемесячно в качестве приложения к журналу «Нувеллист».

История создания Вероятно, творческий эксперимент издателя с произведениями Чайковского получил восторженное одобрение, так как Николай Матвеевич принял решение преподнести читателям журнала «Нувеллист» рождественский подарок. В декабре каждый из подписчиков в качестве сувенира получил привлекательно оформленный сборник музыкальных пьес под заголовком «Времена года». Все произведения в нём предварялись эпиграфами - поэтическими строками из произведений русских литераторов, а обложка была украшена двенадцатью небольшими овальными картинками, тоже отражающими содержание миниатюр.

История создания

Вероятно, творческий эксперимент издателя с произведениями Чайковского получил восторженное одобрение, так как Николай Матвеевич принял решение преподнести читателям журнала «Нувеллист» рождественский подарок. В декабре каждый из подписчиков в качестве сувенира получил привлекательно оформленный сборник музыкальных пьес под заголовком «Времена года». Все произведения в нём предварялись эпиграфами - поэтическими строками из произведений русских литераторов, а обложка была украшена двенадцатью небольшими овальными картинками, тоже отражающими содержание миниатюр.

 Святки Это особые двенадцать дней в году, которые начинаются в Рождественский сочельник, а именно с момента появления на небе первой звезды и продолжаются до Крещения, то есть Водосвятного праздничного молебна. В связи с этим в народе говорили, что Святки продолжаются «от звезды и до воды». Рождество Христово и Крещение Господне на Руси являлись самыми почитаемыми и любимыми зимними праздниками, во время которых люди не работами, а щедро угощались и от всей души веселились. Любимой забавой православного народа в эти «святые дни» был обряд колядования, а также катание на санях и гадание.

Святки

Это особые двенадцать дней в году, которые начинаются в Рождественский сочельник, а именно с момента появления на небе первой звезды и продолжаются до Крещения, то есть Водосвятного праздничного молебна. В связи с этим в народе говорили, что Святки продолжаются «от звезды и до воды». Рождество Христово и Крещение Господне на Руси являлись самыми почитаемыми и любимыми зимними праздниками, во время которых люди не работами, а щедро угощались и от всей души веселились. Любимой забавой православного народа в эти «святые дни» был обряд колядования, а также катание на санях и гадание.

 Святки На Руси верили, что во время Святок души умерших возвращаются в мир живых, да к тому же и нечистая сила устраивает настоящий разгул. Первую «святую» неделю, то есть от Рождества до Нового года, именовали «святыми вечерами», а вторую - «страшными вечерами». Именно этот период считали магическим временем, идеальным для гаданий, ведь люди всегда хотели знать, что их ждёт впереди. Например, гадали о будущем урожае, об удаче в делах, а девушки ворожили на своих суженых.

Святки

На Руси верили, что во время Святок души умерших возвращаются в мир живых, да к тому же и нечистая сила устраивает настоящий разгул. Первую «святую» неделю, то есть от Рождества до Нового года, именовали «святыми вечерами», а вторую - «страшными вечерами». Именно этот период считали магическим временем, идеальным для гаданий, ведь люди всегда хотели знать, что их ждёт впереди. Например, гадали о будущем урожае, об удаче в делах, а девушки ворожили на своих суженых.

Константин Коровин «Святки»

Константин Коровин «Святки»

Екатерина Рязанова

Екатерина Рязанова

Валентин Рекуненко

Валентин Рекуненко

Александр Бучкури. «Катанье на Святках»

Александр Бучкури. «Катанье на Святках»

«Святки со звездой». Репродукция картины Михаила Гермашева

«Святки со звездой». Репродукция картины Михаила Гермашева

Неотъемлемой частью весёлых рождественских дней были Святочные гадания, которые давали возможность заглянуть в будущее. Вероятно, поэтому эпиграфом для декабрьской пьесы Чайковского были выбраны поэтические строки В. Жуковского из его романтической баллады «Светлана». Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Карл Брюллов. «Гадающая Светлана»

Неотъемлемой частью весёлых рождественских дней были Святочные гадания, которые давали возможность заглянуть в будущее. Вероятно, поэтому эпиграфом для декабрьской пьесы Чайковского были выбраны поэтические строки В. Жуковского из его романтической баллады «Светлана».

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана»

Алексей Корин «Рождественская ёлка» 1910г. Работа Корина «Рождественская ёлка» является отражением эпохи XIX-начало XX в. Позволить себе установить и украсить ель могли лишь люди обеспеченные, поскольку в начале двадцатого века стоила она целое состояние. Доверяли эту работу служанкам, одна из которых и изображена на полотне.

Алексей Корин

«Рождественская ёлка»

1910г.

Работа Корина «Рождественская ёлка» является отражением эпохи XIX-начало XX в. Позволить себе установить и украсить ель могли лишь люди обеспеченные, поскольку в начале двадцатого века стоила она целое состояние. Доверяли эту работу служанкам, одна из которых и изображена на полотне.

Святки – это всеми любимый праздник, который в России с нетерпением ждали люди всех сословий: и простой народ, и дворяне. Возникает вопрос: почему эту композицию Пётр Ильич сочинил в жанре вальса, а не использовал в качестве тематического материала мотивы святочных песен и хороводов. Дело в том, что читателями журнала «Нувеллист» были образованные люди и в их среде вальс был танцем, который пользовался большой популярностью и являлся символом домашних праздников. Уютная обстановка, красиво украшенная Рождественская ёлка, приятные и волнительные ожидания чего-то необычного и удивительного, а также нежно звучащий вальс – всё это создавало жизнерадостное настроение и усиливало торжественность праздника.

Святки – это всеми любимый праздник, который в России с нетерпением ждали люди всех сословий: и простой народ, и дворяне. Возникает вопрос: почему эту композицию Пётр Ильич сочинил в жанре вальса, а не использовал в качестве тематического материала мотивы святочных песен и хороводов. Дело в том, что читателями журнала «Нувеллист» были образованные люди и в их среде вальс был танцем, который пользовался большой популярностью и являлся символом домашних праздников. Уютная обстановка, красиво украшенная Рождественская ёлка, приятные и волнительные ожидания чего-то необычного и удивительного, а также нежно звучащий вальс – всё это создавало жизнерадостное настроение и усиливало торжественность праздника.

Владимир Первунинский. «Святки»

Владимир Первунинский.

«Святки»

Александр Константинович  Глазунов  Балет «Времена года».  «Зима»

Александр Константинович  Глазунов Балет «Времена года». «Зима»

Волшебная зима у Глазунова

Волшебная зима у Глазунова

Клод Дебюсси  «Шаги на снегу»  из цикла прелюдий для фортепиано

Клод Дебюсси «Шаги на снегу» из цикла прелюдий для фортепиано

Клод Моне «Зима на Сене»

Клод Моне «Зима на Сене»

Камиль Писсарро.

Камиль Писсарро. "Снежный пейзаж, Эраньи, Вечер", 1894

Антонио Вивальди  «Времена года»  Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром

Антонио Вивальди «Времена года» Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром

Скрипичный концерт «Зима» величайшего итальянского маэстро эпохи барокко Антонио Вивальди.

Скрипичный концерт «Зима» величайшего итальянского маэстро эпохи барокко Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди  «Зима»

Антонио Вивальди «Зима»

Баренд Корнелис Куккук  (1803-1862)  «Зимний пейзаж»

Баренд Корнелис Куккук (1803-1862) «Зимний пейзаж»

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина  «Метель» широко известны во всём мире.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» широко известны во всём мире.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина  «Метель» широко известны во всём мире.   Симфоническая сюита состоит из 7 пьес для симфонического оркестра:  «Тройка» «Весна и осень» «Пастораль» «Вальс» «Романс» «Военный марш» «Венчание»

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» широко известны во всём мире.

Симфоническая сюита

состоит из 7 пьес для

симфонического оркестра:

«Тройка»

«Весна и осень»

«Пастораль»

«Вальс»

«Романс»

«Военный марш»

«Венчание»

«Тройка»   Пьесой «Тройка» открывается цикл музыкальных иллюстраций. Рисуя образ быстро несущейся среди заснеженных просторов кибитки, запряжённой тройкой резвых коней, эта пьеса становится главным символом сюиты. Музыка, словно кисть художника, рисует яркую картину. Мы слышим перезвон бубенцов, топот копыт, вой метели и красивую мелодию, в основе которой русская песня, напоминающая печальную песнь ямщика.

«Тройка»

Пьесой «Тройка» открывается цикл музыкальных иллюстраций.

Рисуя образ быстро несущейся среди заснеженных просторов кибитки, запряжённой тройкой резвых коней, эта пьеса становится главным символом сюиты.

Музыка, словно кисть художника, рисует яркую картину. Мы слышим

перезвон бубенцов, топот копыт, вой метели и красивую мелодию, в основе которой русская песня, напоминающая печальную песнь ямщика.

«Тройка»   Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий. Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы…  В. Жуковский

«Тройка»

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке Божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…

В. Жуковский

Николай Самокиш  «Тройка»

Николай Самокиш «Тройка»

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!