Александр Иванович Куприн Повесть «Гранатовый браслет». Смысл спора о бескорыстной любви
Нравственно-философская проблематика произведения;
смысл названия произведения, центральные образы
Эпиграфы
- Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
- Только влюблённый имеет право на звание человека. А.Блок
- Всякая любовь-великое счастье, даже если она не разделена. И.А.Бунин
А. И. Куприн утверждал:
«Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом, а о торжестве человека, силе и власти его».
«Гранатовый браслет» (1910)
- Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке.
- Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
- 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л.Любимова
Жизненные источники рассказа
Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.
Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди —
ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.
После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной ».
Л.В.Бетховен
Работа со словарями
- Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)
- Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
- Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
Акафист - хвалебное песнопение, торжественный гимн, написанный в честь Христа, Богородицы или святых. Изначально акафистом называлось хвалебное песнопение ко Пресвятой Богородице, составленное по определенным правилам для употребления в определенном месте церковного богослужебного круга.
Работа над рассказом «Гранатовый браслет»
- «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными плохо отшлифованными гранатами, но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-каботонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
Любовь как высшая ценность мира
Слова генерала Аносова:
А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. . Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
«…Я прекращаю всю эту историю».
- Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». И вот я прекращаю всю эту историю. Кажется, я сделал все, что мог?
Князь Василий Львович Шеин :
«…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.»
« …он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек.»
«Почему я это предчувствовала?»
- «Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийст- вом чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков. Судя по данным следствия, смерть покойного произошла по причине растраты казенных денег. Так, по крайней мере, самоубийца упоминает в своем письме. Ввиду того что показаниями свидетелей установлена в этом акте его личная воля, решено не отправлять труп в анатомиче-ский театр».
«Великие страдальцы»
«Она вспомнила, что
то же самое умиротворенное
выражение она видела
на масках великих страдальцев –
Пушкина и Наполеона
«Да святится имя твое».
« Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это.
Тема «маленького человека»
- Чиновник со смешной фамилией, тихий и незаметный, вырастает в трагического героя, силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными неудобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала страданием и единственным смыслом жизни.
- Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».
- Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность,..будто узнал …какую-то глубокую и сладкую тайну…»
Эпиграф к повести
L. van Bethoven
2 Son.
(op. 2, № 2).
Largo Appassionato
Я пред тобою - одна молитва:
«Да святится имя твоё!»
Вывод
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Внешне царственно-спокойная, деликатно чувствующая, самоотверженная, помогающая мужу «свести концы с концами», нежно любящая младшую сестру и Генерала Аносова(«дедушку»).
Вера, «спавшая» всю свою жизнь, проснулась только тогда, когда в ее жизнь вошел Желтков, заплатив высокую цену за пробуждение своей любимой.
Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Только влюблённый имеет право на звание человека. А.Блок
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И.А.Бунин
Концепция любви в повести
ТАЙНА
ТРАГЕДИЯ
ЕДИНАЯ
БЕСКОРЫСТНАЯ
ЛЮБОВЬ-МЕЧТА
СКРОМНАЯ САМООТВЕРЖЕННАЯ
ВСЕПРОЩАЮЩАЯ
Домашнее задание
Ответить на вопросы:
- Какова роль гранатового браслета в повести.
- Символическое значение имён Георгий, Вера, Анна.
- Вспомните и подумайте, какие варианты историй любви даёт нам Куприн?
- Возможен ли другой финал в произведении?