СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературе по теме "Идейно-художественное своеобразие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе по теме "Идейно-художественное своеобразие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". 10 класс.»

Идейно-художественное своеобразие романа  И.С. Тургенева  «Отцы и дети»  (1862) Автор: Грищенко Е.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Идейно-художественное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862)

Автор: Грищенко Е.В.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Вопросы по материалу предыдущего урока : И.С. Тургенев - западник или славянофил? Западник. И.С. Тургенев - консерватор, либерал или революционер? Либерал. Направление прозаического творчества Тургенева: романтизм, критический реализм,  импрессионизм? .

Вопросы по материалу предыдущего урока :

И.С. Тургенев - западник или славянофил?

Западник.

И.С. Тургенев - консерватор, либерал или революционер?

Либерал.

Направление прозаического творчества Тургенева:

романтизм,

критический реализм,

импрессионизм?

.

Творческая история романа: Замысел романа: г. Вентнор, о.Уайт,1860.

Творческая история романа:

Замысел романа: г. Вентнор, о.Уайт,1860.

"...Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте,- дело было в августе месяце 1860 года,- когда мне пришла в голову первая мысль "Отцов и детей"...

Начало работы: г. Париж, 1860.

Завершение работы: с. Спасское, июль 1861.

Внесение правок: Читает друзьям: В.П. Боткину, П.В. Анненкову, вносит правки,

г.Париж, осень-зима 1861.

Первая публикация: в журнале «Русский вестник», март ,1862.

Отдельное издание: сентябрь, 1862.

Анализ названия  романа «Отцы и дети» Какой конфликт уже заложен в названии? Вечный конфликт отцов и детей. 2.В каком произведении мы уже встречали отражение конфликта отцов и детей? А.Н. Островский. Драма «Гроза». 3. Какие виды конфликта подразумевает конфликт «отцов и детей»? Семейный (бытовой) Социальный (общественный). Какой из них главнее?

Анализ названия романа «Отцы и дети»

  • Какой конфликт уже заложен в названии?

Вечный конфликт отцов и детей.

2.В каком произведении мы уже встречали отражение конфликта отцов и детей?

А.Н. Островский. Драма «Гроза».

3. Какие виды конфликта подразумевает

конфликт «отцов и детей»?

Семейный (бытовой)

Социальный (общественный).

Какой из них главнее?

Читаем первые строки романа И.С. Тургенева  «Отцы и дети»:  –  Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20‑го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками. Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет‑с, не видать».. Барин вздохнул и присел на скамеечку. Зовут его Николаем Петровичем , ..он родился на юге России…

Читаем первые строки романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

–  Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20‑го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками. Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет‑с, не видать».. Барин вздохнул и присел на скамеечку. Зовут его Николаем Петровичем , ..он родился на юге России…

Хронотоп романа И.С. Тургенева  «Отцы и дети»: Читаем первые строки романа. Место действия: Россия, провинция. Время: май ,1859 год. 1. Когда был написан роман? 1860-1862. 2. Какое время описал автор? Современное ему, реальное, предреформенное. 3. Соответственно и проблемы были поставлены какие? Современные, реально существующие. 4. Сделайте вывод самостоятельно: Тургенев – это писатель- А. романтик Б. реалист В. импрессионист Направление прозы Тургенева- критический реализм.

Хронотоп романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

Читаем первые строки романа.

Место действия:

Россия, провинция.

Время:

май ,1859 год.

1. Когда был написан роман?

1860-1862.

2. Какое время описал автор?

Современное ему, реальное, предреформенное.

3. Соответственно и проблемы были поставлены какие?

Современные, реально существующие.

4. Сделайте вывод самостоятельно: Тургенев – это писатель-

А. романтик

Б. реалист

В. импрессионист

Направление прозы Тургенева-

критический реализм.

Экспозиция:  Студент Аркадий Кирсанов приезжает после окончания университета и получении звания кандидата наук в родное имение Марьино, где живёт его отец, помещик средней руки (200 душ), дворянин Николай Петрович Кирсанов, вдовец. С ним в деревне живёт его старший брат Павел Петрович Кирсанов, некогда светский лев, но из-за неразделённой любви бросивший карьеру офицера и блестящее положение в обществе.  Несмотря на то ,что живёт в глуши, он продолжает соблюдать традиции светского общества- переодевается к каждому приёму пищи, следит за внешностью: одеждой, причёской, маникюром, читает, гуляет, размышляет. Он не помогает брату в ведении хозяйства, однако осуждает его внебрачную связь с крепостной девушкой Фенечкой, от которой Николай Петрович имеет ребёнка.  С Аркадием приезжает его друг, студент-медик Евгений Базаров (главный персонаж). Аркадий восхищен его философией нигилизма и старается во всем ему подражать. Перечислите «отцов» и «детей» в этом фрагменте.

Экспозиция:

Студент Аркадий Кирсанов приезжает после окончания университета и получении звания кандидата наук в родное имение Марьино, где живёт его отец, помещик средней руки (200 душ), дворянин Николай Петрович Кирсанов, вдовец. С ним в деревне живёт его старший брат Павел Петрович Кирсанов, некогда светский лев, но из-за неразделённой любви бросивший карьеру офицера и блестящее положение в обществе. Несмотря на то ,что живёт в глуши, он продолжает соблюдать традиции светского общества- переодевается к каждому приёму пищи, следит за внешностью: одеждой, причёской, маникюром, читает, гуляет, размышляет. Он не помогает брату в ведении хозяйства, однако осуждает его внебрачную связь с крепостной девушкой Фенечкой, от которой Николай Петрович имеет ребёнка.

С Аркадием приезжает его друг, студент-медик Евгений Базаров (главный персонаж). Аркадий восхищен его философией нигилизма и старается во всем ему подражать.

Перечислите «отцов» и «детей» в этом фрагменте.

Система персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:  «Отцы» Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, отставной военный, аристократ Аркадий Кирсанов, выпускник университета Николай Петрович Евгений Базаров, друг Аркадия, Кирсанов, отец Аркадия, дворянин средней руки (200 душ) студент-медик,  нигилист  Предположите,  между кем возникнет основной конфликт? «Дети»

Система персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

«Отцы»

Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, отставной военный, аристократ

Аркадий Кирсанов, выпускник университета

Николай Петрович

Евгений Базаров, друг Аркадия,

Кирсанов, отец Аркадия,

дворянин средней руки (200 душ)

студент-медик,

нигилист

Предположите,

между кем возникнет основной конфликт?

«Дети»

Образ Базарова  (определите по цитатам образ и характер персонажа): « Мой дед землю пахал» Разночинец, низкое происхождение, небогатый, но гордый, стремится всего достичь сам и презирает тех, кому всё досталось даром.  «Я, будущий лекарь, и лекарский сын..» Врач, материалист   «Природа не храм ,а мастерская ,а человек в ней работник!» Утилитарное отношение к природе и всему остальному, важно только то, что полезно, всё остальное не имеет значения. Лишен романтического сознания, не понимает красоты.  «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем...

Образ Базарова (определите по цитатам образ и характер персонажа):

« Мой дед землю пахал»

Разночинец, низкое происхождение, небогатый, но гордый, стремится всего достичь сам и презирает тех, кому всё досталось даром.

«Я, будущий лекарь, и лекарский сын..»

Врач, материалист

«Природа не храм ,а мастерская ,а человек в ней работник!»

Утилитарное отношение к природе и всему остальному, важно только то, что полезно, всё остальное не имеет значения. Лишен романтического сознания, не понимает красоты.

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем..."

На основании выводов по предыдущему слайду определите отношение Базарова к: к женщинам:  утилитарное, называет «бабами» к любви: не признаёт, не верит, называет «физиологией». к искусству и творчеству:  не признаёт, не понимает, считает бессмысленным. к политике:  отрицает. к родителям:  тяготится общением, стремится уехать. к любым авторитетам, морально-нравственным ценностям и культуре  отрицает важность значения. Как называется подобная жизненная философия? НИГИЛИЗМ

На основании выводов по предыдущему слайду определите отношение Базарова к:

к женщинам:

утилитарное, называет «бабами»

к любви:

не признаёт, не верит, называет «физиологией».

к искусству и творчеству:

не признаёт, не понимает, считает бессмысленным.

к политике:

отрицает.

к родителям:

тяготится общением, стремится уехать.

к любым авторитетам, морально-нравственным ценностям и культуре

отрицает важность значения.

Как называется подобная жизненная философия?

НИГИЛИЗМ

Сравнительная характеристика персонажей: ФИО персонажа Павел Петрович Кирсанов Статус Евгений Базаров Отставной офицер, аристократ, бросивший свет, живущий в глуши в безделии Происхождение (оксюморон) Студент-медик, учится, много работает Дворянин из старинного рода Взгляды Отношение к связи Н.П. Кирсанова с крепостной Фенечкой Либерал, романтик, эстет Разночинец, дед был крепостным, отец- штаб-лекарь Нигилист, материалист, циник Осуждающее Отношение к женщинам Снисходительное Уважительное Отношение к оппоненту Утилитарное Ненависть Презрение

Сравнительная характеристика персонажей:

ФИО персонажа

Павел Петрович Кирсанов

Статус

Евгений Базаров

Отставной офицер, аристократ, бросивший свет, живущий в глуши в безделии

Происхождение

(оксюморон)

Студент-медик, учится, много работает

Дворянин из старинного рода

Взгляды

Отношение к связи Н.П. Кирсанова с крепостной Фенечкой

Либерал, романтик, эстет

Разночинец, дед был крепостным, отец- штаб-лекарь

Нигилист, материалист, циник

Осуждающее

Отношение к женщинам

Снисходительное

Уважительное

Отношение к оппоненту

Утилитарное

Ненависть

Презрение

Развитие основного конфликта  «отцов и детей»:  Кульминация   Завязка Развязка конфликта конфликта     Развитие конфликта Экспозиция  Финал  (Пролог, предисловие)  (Эпилог)

Развитие основного конфликта «отцов и детей»:

Кульминация

 

Завязка Развязка

конфликта конфликта

 

 

Развитие конфликта

Экспозиция Финал

(Пролог, предисловие) (Эпилог)

Развитие сюжета в пространстве романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Развитие сюжета в пространстве романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Крах философии нигилизма Базарова  ( Почему данные эпизоды об этом свидетельствуют? ):  1. Встреча в городе ** с последователями нигилизма Ситниковым и Кукшиной. Карикатура на философию Базарова, нельзя вообще всё на свете отрицать, доходить до абсурда.   2. Базаров влюбляется в Анну Одинцову. (проанализируйте значение фамилии героини и ответьте на доп.вопрос: была ли любовь взаимна?). Базаров отрицает любовь, но жизнь берёт своё   3. Аркадий Кирсанов влюбляется в Катю Одинцову и готовится к свадьбе. Единственный ученик покидает Базарова и счастлив без нигилизма.  4. Базаров помогает отцу во врачебной деятельности, случайно заражается тифом (порезался при вскрытии) и умирает. Ему было около 30 лет. Можно отрицать всё на свете, но жизнь и смерть не подвластны человеческой философии.

Крах философии нигилизма Базарова ( Почему данные эпизоды об этом свидетельствуют? ):

1. Встреча в городе ** с последователями нигилизма Ситниковым и Кукшиной.

Карикатура на философию Базарова, нельзя вообще всё на свете отрицать, доходить до абсурда.

2. Базаров влюбляется в Анну Одинцову.

(проанализируйте значение фамилии героини и ответьте на доп.вопрос: была ли любовь взаимна?).

Базаров отрицает любовь, но жизнь берёт своё 

3. Аркадий Кирсанов влюбляется в Катю Одинцову и готовится к свадьбе.

Единственный ученик покидает Базарова и счастлив без нигилизма.

4. Базаров помогает отцу во врачебной деятельности, случайно заражается тифом (порезался при вскрытии) и умирает. Ему было около 30 лет.

Можно отрицать всё на свете, но жизнь и смерть не подвластны человеческой философии.

Работа с фрагментом текста:  Читаем от «места, по которым они проезжали..», до «…тот опять его обнял.»    Вопросы и задания к тексту: Составьте план текста. 1.Пейзаж. 2.Мысли Аркадия. 2. Охарактеризуйте пейзаж. Какое настроение он создаёт? Мрачное, кругом разруха и нищета. 3. О чём думает Аркадий? О необходимости социальных преобразований. 4. Почему настроение его меняется к лучшему? Аркадий едет домой, он молод, весна, закончил учиться, всё впереди. 5. Определите основную мысль автора: Смысл жизни не в социальных преобразованиях, а в самой жизни!

Работа с фрагментом текста: Читаем от «места, по которым они проезжали..», до «…тот опять его обнял.»

Вопросы и задания к тексту:

  • Составьте план текста.

1.Пейзаж.

2.Мысли Аркадия.

2. Охарактеризуйте пейзаж. Какое настроение он создаёт?

Мрачное, кругом разруха и нищета.

3. О чём думает Аркадий?

О необходимости социальных преобразований.

4. Почему настроение его меняется к лучшему?

Аркадий едет домой, он молод, весна, закончил учиться, всё впереди.

5. Определите основную мысль автора:

Смысл жизни не в социальных преобразованиях, а в самой жизни!

Заключение: Основная тема романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Взаимотношения старого и молодого поколений. Проблема: «Отцам» и «детям» сложно друг друга понять. Молодое поколение всегда стремится жить по-новому, ищет новой философии, новое решение старых проблем, в том числе и социальных, что не может не вызывать недовольство «отцов». Позиция автора: Нужно принять это и не стремиться доказать свою правоту, навязать своё мнение. Нужно просто жить. Смысл жизни заключается не в социальных преобразованиях, не в философских принципах, а в самой жизни! Аргумент (пример из текста): Ваша позиция: Аргумент: Финал (вывод)

Заключение:

Основная тема романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:

Взаимотношения старого и молодого поколений.

Проблема:

«Отцам» и «детям» сложно друг друга понять.

Молодое поколение всегда стремится жить по-новому, ищет новой философии, новое решение старых проблем, в том числе и социальных, что не может не вызывать недовольство «отцов».

Позиция автора:

Нужно принять это и не стремиться доказать свою правоту, навязать своё мнение. Нужно просто жить.

Смысл жизни заключается не в социальных преобразованиях, не в философских принципах, а в самой жизни!

Аргумент (пример из текста):

Ваша позиция:

Аргумент:

Финал (вывод)

Определите тип героя.  Евгений Базаров- «Маленький «человек «Новый человек» «Праведник» «Особенный человек» После романа словом « нигилист » стали называть любого молодого человека с протестно-вызывающими взглядами.

Определите тип героя. Евгений Базаров-

  • «Маленький «человек
  • «Новый человек»
  • «Праведник»
  • «Особенный человек»

После романа словом « нигилист » стали называть любого молодого человека с протестно-вызывающими взглядами.

Критика о романе И.С. Тургенева  «Отцы и дети»  (Чья точка зрения ближе всего, на ваш взгляд, к позиции автора?):   Консерваторы: М.Н.Катков «Русский вестник», «О нашем нигилизме( по поводу романа Тургенева) : Нигилизм-общественная болезнь, с которой надо бороться. Роман-антинигилистический.  Почвенники: Ф.М. Достоевский: Базаров –теоретик в разладе с жизнью, жертва своей сухой теории. Всякая рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения.  Революционеры-демократы: А.Антонович «Современник», «Асмодей нашего времени»: Автор вступил в сговор с реакционерами, чтобы очернить образ молодого поколения бунтарей(ругать Тургенева после его ухода стало обязанностью критиков «Современника»). Д.И. Писарев, «Русское слово»: Базаров-человек нового поколения ,человек дела, целеустремлённый, естественник, эксперименталист, материалист. Кумир «нового» человека с его разумным эгоизмом.

Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Чья точка зрения ближе всего, на ваш взгляд, к позиции автора?):

Консерваторы:

М.Н.Катков «Русский вестник», «О нашем нигилизме( по поводу романа Тургенева) :

Нигилизм-общественная болезнь, с которой надо бороться. Роман-антинигилистический.

Почвенники:

Ф.М. Достоевский: Базаров –теоретик в разладе с жизнью, жертва своей сухой теории. Всякая рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения.

Революционеры-демократы:

А.Антонович «Современник», «Асмодей нашего времени»: Автор вступил в сговор с реакционерами, чтобы очернить образ молодого поколения бунтарей(ругать Тургенева после его ухода стало обязанностью критиков «Современника»).

Д.И. Писарев, «Русское слово»: Базаров-человек нового поколения ,человек дела, целеустремлённый, естественник, эксперименталист, материалист. Кумир «нового» человека с его разумным эгоизмом.

Спасибо за внимание! Автор: Грищенко Е.В. Учитель русского языка и литературы МКУО ВСОШ № 4 г.Томска

Спасибо за внимание!

Автор: Грищенко Е.В.

Учитель русского языка и литературы МКУО ВСОШ № 4 г.Томска


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!