Руки, сложа, сиди, не, скуки, будет, не, и , так
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят.
Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненные предложения».
Цели урока:
- отличать сложносочиненные предложения от других предложений;
-правильно ставить знаки препинания в СПП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами;
-понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;
-уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП; создавать устные и письменные монологические высказывания на заданную тему.
Алгоритм:
- Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова :
Цифру или цифры,
Между частями ССП!
- Найди сочинительные союзы
- Определи вид предложения (простое или сложное)
- Обрати внимание на знаки препинания.
- Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
- Напиши цифру или цифры.
Тест по теме ССП :
- В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Шли они по старой дороге и на просеку вышли,(1)добрались до скамейки,(2)где в прошлый раз отдыхали,(3)а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны,(4) доска,(5)что и калитка,(6)да ещё спинка у скамьи появилась.
2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения ,связанными сочинительной связью.
-Надо найти старушку,(1)которой мы отдали кота,(2)-решили они. Но легко сказать «найти»,(3)а где её сыщешь теперь,(4) когда столько дней прошло.
- В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Дед бежал по кочкам,(1)спотыкался,(2)падал,(3)дым выедал ему глаза,(4)а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени .Смерть настигала его,(5)хватала за плечи,(6)и в это время из-под ног у деда выскочил заяц .Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,(7)что они у зайца обгорели
- В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
- Нет на свете ягоды нежней и слаще голубицы,(1)и стойким надо быть человеком,(2) чтобы принести её из лесу в посудине. Пошёл дождь,(3)но никто из них ничем не отозвался на него,(4)не заторопился в шалаш,(5)каждый ещё заторопил руки.
- В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
- Дед рубит валежник,(1)а я должен сносить нарубленное в одно место,(2)но я незаметно ухожу в чащу,(3)вслед за бабушкой,(4)-она тихонько плавает среди могучих стволов и,(5)точно ныряя,(6)всё склоняется к земле,(7)осыпанной хвоей.
В следующем задании вы должны найти и выписать все ССП. (Каждая группа получает одинаковые предложения, затем называют предложения по очереди).
- Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
- Вновь я посетил тот уголок земли,
Где я провёл изгнанником два года незаметных.
- Луна сияла, июльская ночь была тиха.
- Не то светало, не то темнело.
- Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
- Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Приведите примеры таких предложений в данном тексте .
Месяц вставал и сверкал переливаясь. Снова ударила молния и прогремел гром. Погода была тихая и пруд словно заснул. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. Лукашин встряхнулся и поправил сумку на плече.
- То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
- Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
- Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.
- Либо я всё устрою по –прежнему, либо я его на дуэль вызову.
- В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
- Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
Следующее задание , продолжаем работать с предложениями.
А). Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным свет
Б). Найдите третье лишнее.
1. Федя никогда не плакал, зато находило на него иногда дикое упрямство.
2. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови.
3. Не то светло, не то темно.
Главным для меня на уроке было то , что….
-Теперь я буду знать то ,что….
-Итогом урока я считаю то ,что….
-Я рад(а) ,что…
-Ребята, а являются ли предложения, сказанные вами ССП?
-А какие они?
После проверочной работы мы будем изучать именно этот вид предложений.
Оцените, пожалуйста , по пятибалльной шкале ,как каждый из вас работал на уроке и сдайте оценочный лист.
Д/з: 1. Повторить группы сочинительных союзов и подготовиться к контрольной работе.
2.Составить небольшой рассказ по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» с использованием ССП.
3. 1группа:упр.80.
2 группа:упр.81.
3 группа:упр.82.