Урок русского языка
9 Б класс
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Среди предложений найдите лишнее
- Источник утоляет жажду ( ) доброе слово оживляет сердце.
- У каждого времени своя жестокость ( ) доброта одна на все времена.
- Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- Одни искали сокровища ( ) другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.
Проверьте
- Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (БСП)
- У каждого времени своя жестокость -доброта одна на все времена.(БСП)
- Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(БСП)
- Одни искали сокровища, другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.(СCП)
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания о БСП
- Задачи:
- 1. Повторить признаки БСП, чтобы находить их в тексте.
- 2.Углубить знания о стилистических особенностях БСП, чтобы с их помощью создавать собственные тексты.
- 3.Повторить типы смысловых отношений, чтобы правильно расставлять знаки препинания.
Вопрос
- Какое предложение называется бессоюзным?
Бессоюзное сложное предложение
Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения
Выполните задания
- 1) Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
- (28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
-
- 2) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
- (1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…
3) Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.
4) Среди предложений 24 -30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер предложения.
(24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют. (25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.
- (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни…нежил и баловал вас, как дитя!
(28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
- - (30)Врач – не только профессия, но и образ жизни, - уверяла она.
Проверьте
- 1. - 32
- 2. - 2
- 3. - 18
- 4. - 29
Лингвистический эксперимент
это проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования.
Алгоритм работы по вариантам
- 1 вариант
- 1.Прочитайте отрывок из текста «Бирюк» И. С. Тургенева
- 2. Подчеркните грамматические основы.
- 3.Что способствует созданию динамичности?
- 4. Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями?
- 5.Замените бессоюзную связь союзной.
- 6. Сделайте выводы. Что изменилось?
- 2 вариант
- Прочитайте отрывок из текста «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
- 2. Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке?
- 3. Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Что для этого нужно сделать?
- 4.Сделайте вывод. Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему?
Лингвистический эксперимент
Отрывок из рассказа «Бирюк» И. С. Тургенева
Изменённый текст
- Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
- Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали, и крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния, и гроза разразилась.
Вывод
- При замене бессоюзной связи на союзную исчезли динамичность, напряженность, между частями установились отношения следствия.
Лингвистический эксперимент
- Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле. – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня.
- Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня...
Вывод
- СПП вносят элемент рассудительности. БСП же передают обобщенный опыт, выраженный наиболее лаконичным, емким способом; придают речи героя живой, непринужденный характер.
Вопросы
- Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
- Почему так важно правильно установить смысловые отношения?
Смысловые отношения между частями БСП
- Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление
Знаки препинания в БСП
Запятая, точка с запятой
1. [ ], [ ] = и - перечисление. Тучи разошлись, выглянуло солнце
; 1.[ ]; [ ] ; [ ] - части БСП далеки по смыслу.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы.
2 . [ ]; [ ] – внутри частей БСП есть запятые.
Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.
Знаки препинания в БСП
Двоеточие
Тире
1.[ ]: [ ] – причина .
Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий.
1.[ ] – [ ] – противопоставление, сопоставление.
2.[ ] : [ ] – пояснение = а именно, то есть.
Политики ищут шанс – предприниматели его находят.
3.[ ]: [ ] – дополнение = что.
У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают
2.[ ] – [ ] – время, условие = когда…то, если…то.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет.
3.[ ] – [ ] - быстрая смена событий.
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
4.[ ] – [ ] – сравнение = словно, будто.
Молвит слово – соловей поёт.
Выполните тест по вариантам запишите номера предложений в таблицу
Двоеточие
Тире
- 1 вариант
- 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
- 2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
- 3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
- 4.Злой плачет от злости ( ) добрый — от жалости.
- 5.Хочешь людям добра ( ) сей в их сердцах любовь.
- 6.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- 7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
- 8.Доброта бессмертна ( ) в ней наша духовная сущность.
- 9. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро .
- 10.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- 2вариант
- 1.Пробовал бежать () ноги от страха не двигались.
- 2.Для рыбы нужна чистая вода() будем охранять наши водоемы.
- 3.Молвит слово ()соловей поёт.
- 4.Настанет вечер ()загорятся на небе звезды.
- 5.Птиц не было слышно() они не поют в часы зноя.
- 6.Весна затягивалась() то теплело, то ударял мороз.
- 7.Спать долго ()жить с долгом.
- 8.Заранее предупреждаю()удобств на пути не будет.
- 9.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- 10.Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро .
проверьте
двоеточие
5
тире
1
6
8
2
3
9
10
4
7
Двоеточие
1
тире
2
3
6
4
5
7
10
8
9