СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бессоюзное предложение" 9 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку обощения и систематизации знаний в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бессоюзное предложение" 9 класс"»

Урок русского языка 9 Б класс

Урок русского языка

9 Б класс

Обобщение и систематизация знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение»
  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Среди предложений найдите лишнее Источник утоляет жажду ( ) доброе слово оживляет сердце. У каждого времени своя жестокость ( ) доброта одна на все времена. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. Одни искали сокровища ( ) другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.

Среди предложений найдите лишнее

  • Источник утоляет жажду ( ) доброе слово оживляет сердце.
  • У каждого времени своя жестокость ( ) доброта одна на все времена.
  • Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  • Одни искали сокровища ( ) другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.
Проверьте Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (БСП) У каждого времени своя жестокость -доброта одна на все времена.(БСП) Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(БСП) Одни искали сокровища, другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.(СCП)

Проверьте

  • Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (БСП)
  • У каждого времени своя жестокость -доброта одна на все времена.(БСП)
  • Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(БСП)
  • Одни искали сокровища, другие же мечтали оставить на карте своё доброе имя.(СCП)
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания о БСП Задачи: 1. Повторить признаки БСП, чтобы находить их в тексте. 2.Углубить знания о стилистических особенностях БСП, чтобы с их помощью создавать собственные тексты. 3.Повторить типы смысловых отношений, чтобы правильно расставлять знаки препинания.

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания о БСП

  • Задачи:
  • 1. Повторить признаки БСП, чтобы находить их в тексте.
  • 2.Углубить знания о стилистических особенностях БСП, чтобы с их помощью создавать собственные тексты.
  • 3.Повторить типы смысловых отношений, чтобы правильно расставлять знаки препинания.
Вопрос Какое предложение называется бессоюзным?

Вопрос

  • Какое предложение называется бессоюзным?
Бессоюзное сложное предложение   Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения

Бессоюзное сложное предложение

Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения

Выполните задания

  • 1) Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
  • (28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
  •  
  • 2) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
  • (1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…

3) Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.

(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.

 

4) Среди предложений 24 -30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер предложения.

(24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют. (25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.

- (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни…нежил и баловал вас, как дитя!

(28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

  • - (30)Врач – не только профессия, но и образ жизни, - уверяла она.
Проверьте 1. - 32 2. - 2 3. - 18 4. - 29

Проверьте

  • 1. - 32
  • 2. - 2
  • 3. - 18
  • 4. - 29
Лингвистический эксперимент  это проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования. 

Лингвистический эксперимент

это проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования. 

Алгоритм работы по вариантам 1 вариант 1.Прочитайте отрывок из текста «Бирюк» И. С. Тургенева 2. Подчеркните грамматические основы. 3.Что способствует созданию динамичности?  4. Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями?  5.Замените бессоюзную связь союзной. 6. Сделайте выводы. Что изменилось? 2 вариант Прочитайте отрывок из текста «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова 2. Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке?  3. Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Что для этого нужно сделать?  4.Сделайте вывод. Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему? 

Алгоритм работы по вариантам

  • 1 вариант
  • 1.Прочитайте отрывок из текста «Бирюк» И. С. Тургенева
  • 2. Подчеркните грамматические основы.
  • 3.Что способствует созданию динамичности? 
  • 4. Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значением между частями? 
  • 5.Замените бессоюзную связь союзной.
  • 6. Сделайте выводы. Что изменилось?
  • 2 вариант
  • Прочитайте отрывок из текста «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
  • 2. Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке? 
  • 3. Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. Что для этого нужно сделать? 
  • 4.Сделайте вывод. Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему? 
Лингвистический эксперимент Отрывок из рассказа «Бирюк» И. С. Тургенева Изменённый текст Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.   Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали, и крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния, и гроза разразилась.

Лингвистический эксперимент

Отрывок из рассказа «Бирюк» И. С. Тургенева

Изменённый текст

  • Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
  • Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали, и крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния, и гроза разразилась.
Вывод При замене бессоюзной связи на союзную исчезли динамичность, напряженность, между частями установились отношения следствия.

Вывод

  • При замене бессоюзной связи на союзную исчезли динамичность, напряженность, между частями установились отношения следствия.
Лингвистический эксперимент Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле.  – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня. Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня...

Лингвистический эксперимент

  • Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле. – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня.
  • Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня...
Вывод СПП вносят элемент рассудительности. БСП же передают обобщенный опыт, выраженный наиболее лаконичным, емким способом; придают речи героя живой, непринужденный характер.

Вывод

  • СПП вносят элемент рассудительности. БСП же передают обобщенный опыт, выраженный наиболее лаконичным, емким способом; придают речи героя живой, непринужденный характер.
Вопросы Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? Почему так важно правильно установить смысловые отношения?

Вопросы

  • Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
  • Почему так важно правильно установить смысловые отношения?
Смысловые отношения между частями БСП Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление

Смысловые отношения между частями БСП

  • Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление
Знаки препинания в БСП Запятая, точка с запятой 1. [  ], [  ] = и - перечисление.  Тучи разошлись, выглянуло солнце ;  1.[  ]; [  ] ;   [  ]  - части БСП далеки по смыслу. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы. 2 .  [  ]; [  ] –  внутри частей БСП есть запятые. Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

Знаки препинания в БСП

Запятая, точка с запятой

1. [  ], [  ] = и - перечисление.  Тучи разошлись, выглянуло солнце

1.[  ]; [  ] ;   [  ]  - части БСП далеки по смыслу.

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы.

2 .  [  ]; [  ] –  внутри частей БСП есть запятые.

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

Знаки препинания в БСП Двоеточие Тире   1.[  ]: [  ]  – причина . Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий. 1.[  ] – [  ] – противопоставление, сопоставление. 2.[  ] : [  ] –  пояснение  = а именно, то есть. Политики ищут шанс – предприниматели его находят. 3.[  ]: [  ] –  дополнение  = что. У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают 2.[  ] – [  ] –  время, условие =  когда…то, если…то. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет. 3.[  ] – [  ] -  быстрая смена событий.   На полном бегу набок салазки – Саша в снегу. 4.[  ] – [  ] –  сравнение  = словно, будто. Молвит слово – соловей поёт.

Знаки препинания в БСП

Двоеточие

Тире

  1.[  ]: [  ]  – причина .

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий.

1.[  ] – [  ] – противопоставление, сопоставление.

2.[  ] : [  ] –  пояснение  = а именно, то есть.

Политики ищут шанс – предприниматели его находят.

3.[  ]: [  ] –  дополнение  = что.

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают

2.[  ] – [  ] –  время, условие =  когда…то, если…то.

Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет.

3.[  ] – [  ] -  быстрая смена событий.

  На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

4.[  ] – [  ] –  сравнение  = словно, будто.

Молвит слово – соловей поёт.

Выполните тест по вариантам  запишите номера предложений в таблицу Двоеточие Тире

Выполните тест по вариантам запишите номера предложений в таблицу

Двоеточие

Тире

  • 1 вариант
  • 1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  • 2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
  • 3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
  • 4.Злой плачет от злости ( ) добрый — от жалости.
  • 5.Хочешь людям добра ( ) сей в их сердцах любовь.
  • 6.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  • 7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
  • 8.Доброта бессмертна ( ) в ней наша духовная сущность.   
  • 9. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро .
  • 10.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  • 2вариант
  • 1.Пробовал бежать () ноги от страха не двигались.
  • 2.Для рыбы нужна чистая вода() будем охранять наши водоемы.
  • 3.Молвит слово ()соловей поёт.
  • 4.Настанет вечер ()загорятся на небе звезды.
  • 5.Птиц не было слышно() они не поют в часы зноя.
  • 6.Весна затягивалась() то теплело, то ударял мороз.
  • 7.Спать долго ()жить с долгом.
  • 8.Заранее предупреждаю()удобств на пути не будет.
  • 9.Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  • 10.Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро .
проверьте 2 вариант 1 вариант двоеточие 5 тире 1 6 8 2 3 9 10 4 7 Двоеточие 1 тире 2 3 6 4 5 7 10 8 9

проверьте

  • 2 вариант
  • 1 вариант

двоеточие

5

тире

1

6

8

2

3

9

10

4

7

Двоеточие

1

тире

2

3

6

4

5

7

10

8

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!