Обобщающий урок-игра
в 9-м классе по теме «Металлы»
Учитель химии
МБОУ СОШ № 4
г. Каспийска
Полатова Л.С.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Семь металлов создал свет
По числу семи планет
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
В древности были известны только семь металлов, как и семь планет. Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.
Олимпиодр (VI в.), греческий философ и астролог, профессор Александрийской школы. Он соотнес 7 планет древности с 7 металлами и ввел обозначение этих металлов символами планет (Золото—Солнце, Серебро—Луна, Ртуть—Меркурий, Медь—Венера, Железо—Марс, Олово—Юпитер, Свинец-Сатурн).
Золото - Солнце
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело , оно истирается; если не употреблять – ржавчина его съедает. Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.
Катон Старший.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.
Агрикола – выдающейся немецкий мыслитель XVI века, автор многих работ по металлургии.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Блиц-опрос
1 команда
2 команда
- Где расположены щелочные металлы?
- Какая кристаллическая решётка характерна для металлов?
- Какой металл самый легкий?
- Это распределение электронов, какого металла?
- Где расположены щелочноземельные металлы?
- Какая химическая связь характерна для металлов?
- Какой металл самый пластичный?
- Это распределение электронов, какого металла?
2ē, 8ē, 1ē.
2ē, 8ē, 2ē.
- Металл, названный в честь России?
- Сколько электронных оболочек у калия?
- Металл, названный в честь естественного спутника Земли?
- Сколько электронных оболочек у бария?
3 команда
- Какой металл можно назвать «крылатым»?
- Какие физические свойства характерны для металлов?
- Какой металл самый жидкий?
- Это распределение электронов, какого металла?
2ē, 8ē, 3ē.
- Металл, названный в честь великого русского ученого химика, открывшего периодический закон?
- Сколько электронных оболочек у магния?
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
А знаете ли вы…
Металл
Биологическая роль
литий
натрий
Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам
Токсическое действие избытка металла
Ионы натрия поддерживают у человека и животных нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.
Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, а также дерматит лица и рук.
Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания, а также общее нарушение обмена веществ.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Химик-экспериментатель
Реакция между сульфатом
меди (II) и гидроксидом натрия.
Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2
2 NaOH +CuSO 4
Вывод: произошла реакция обмена, в результате которой образовалось нерастворимое вещество, гидроксид меди (II)
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Химик-экспериментатель
Реакция между хлоридом железа (III) и гидроксидом калия.
3 KCl + Fe(OH) 3
3 K OH +FeCl 3
Вывод: произошла реакция обмена, в результате которой образовалось нерастворимое вещество, гидроксид железа (III)
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Химик-экспериментатель
Реакция между нитратом
магния и гидроксидом натрия.
2 NaNO 3 + Mg(OH) 2
2 NaOH +Mg(NO 3 ) 2
Вывод: произошла реакция обмена, в результате которой образовалось нерастворимое вещество, гидроксид магния.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Графический диктант .
- Электропроводность металлов при нагревании увеличивается.
- Химической основой металлургии является
процесс восстановления.
3.Металлами являются все элементы главных подгрупп.
4.Металл в химических реакциях – восстановитель.
5.Одно из физических свойств металлов – хрупкость.
6.Золото, медь, серебро – самородки.
7.Литий лучше хранить в вазелине, чем в керосине.
8.Ингибитор ускоряет коррозию.
Если «да», то +
Если «нет», то -
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Графический диктант .
- + - + - + + -
Если «да», то +
Если «нет», то -
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Составить формулы оксидов следующих металлов
1 команда : K, Fe(II), Ca, Na, Cr(III) , Sn(IV)
2 команда : Al, Fe(III), Mg, Ba, Li, Hg(II)
3 команда : Cr(VI), Cu(II), Pb(II), Zn, Ni(II), Sr(II)
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Составить формулы оксидов следующих металлов
1 команда : K 2 O, FeO, CaO, Na 2 O, Cr 2 O 3 , SnO 2
2 команда : Al 2 O 3 , Fe 2 O 3 , MgO, BaO, Li 2 O, HgO
3 команда : CrO 3 , CuO, PbO, ZnO, NiO, SrO
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
А знаете ли вы…
Металл
Биологическая роль
калий
Токсическое действие избытка металла
Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.
Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Осуществить превращения(индивидуальная работа у доски)
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Для остальных учащихся: переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
1 команда
1) Не все-то аурум, что блестит.
2) Белый как карбонат кальция.
2 команда
1) Феррумный характер.
2) Слово - аргентум, а молчание – аурум.
3 команда
1) За купрумный грош удавился.
2) Много Н2О утекло.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Осуществить превращения(индивидуальная работа у доски)
Проверка:
1 команда
CuSO 4 + 2 NaOH Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4
Cu(OH) 2 CuO+H 2 O
2 команда
FeCl 3 + 3 KOH Fe(OH) 3 + 3 KCl
2 Fe(OH) 3 + 3 H 2 SO 4 Fe 2 (SO4) 3 + 6 H 2 O
3 команда
ZnCl 2 + 2 NaOH Zn(OH) 2 + 2 NaCl
Zn(OH) 2 + 2 HCl ZnCl 2 + 2 H 2 O
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
А знаете ли вы…
магний
Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.
Приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
«Водопад реакций»
1. Ca + O 2 =
2. Cu + Cl 2 =
3. Na + N 2 =
4. Fe + S =
5. K + H 2 =
6. Zn + FeCl 3 =
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
«Водопад реакций»
1. 2 Ca + O 2 = 2 CaO
2. Cu + Cl 2 =CuCl 2
3. 6 Na + N 2 = 2 Na 3 N
4. Fe + S =FeS
5. 2 K + H 2 = 2 KH
6. 3 Zn + 2 FeCl 3 = 3 ZnCl 2 + 2 Fe
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
А знаете ли вы…
Положительное влияние Fe
- Уровень железа – это показатель, критичный для развития мозга, так как этот микроэлемент необходим для обеспечения энергетического метаболизма в клетках.
- Железо необходимо для жизни, для образования гемоглобина (красных кровяных телец), миоглобина (красный пигмент в мышцах) и некоторых ферментов.
- Лишь около 8% принимаемого вами железа всасывается и, в конце концов попадает в кровоток. Гемоглобин, содержащий основную часть железа, перерабатывается и используется повторно, при замене кровяных клеток каждые 120 дней.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Заполнить кроссворд
Ключевым словом является профессия, связанная с химией:
1) Сl, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni.
3
1
2
4
5
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Рефлексия.
А – получил прочные знания, усвоил весь материал.
Б – усвоил материал частично.
В – мало, что понял, необходимо еще поработать.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»