СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему "Решение нестандартных задач по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены различные типы нестандартных задач, доступных для учащихся обычных классов и не требующих специальной подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Решение нестандартных задач по математике"»

Решение нестандартных задач по математике в 5 классе

Решение нестандартных задач по математике в 5 классе

Слово
  • Слово "математика возникло примерно в V веке до н.э. Происходит оно от слова "матема"- "учение", "знание, полученные через размышление"
  • Древние греки знали четыре "матемы":
  • Теория музыки.
  • Учение о числах.
  • Учение о числах и измерениях.
  • Астрономию и астрологию.
Математика - очень увлекательная, интересная и полезная наука. Она может стать захватывающим занятием не только для взрослых, но и для детей.  Сегодня я расскажу вам несколько историй из жизни великих математиков в те времена, когда они были еще детьми

Математика - очень увлекательная,

интересная и полезная наука.

Она может стать захватывающим занятием

не только для взрослых, но и для детей.

Сегодня я расскажу вам несколько историй из

жизни великих математиков в те времена,

когда они были еще детьми

БЛЭЗ ПАСКАЛЬ (1623-1662)     Отец запретил маленькому Блэзу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блэз сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида.  А в 16 лет Блэз доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.  Отец запретил маленькому Блэзу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блэз сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида.  А в 16 лет Блэз доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.     Иллюстрации к знаменитым «Началам» Евклида Теорема Паскаля

БЛЭЗ ПАСКАЛЬ (1623-1662)

  • Отец запретил маленькому Блэзу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блэз сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида. А в 16 лет Блэз доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.
  • Отец запретил маленькому Блэзу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блэз сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида.
  • А в 16 лет Блэз доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля.
  • Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.

Иллюстрации к знаменитым «Началам» Евклида

Теорема Паскаля

КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС (1777-1855)     Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома.  В 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ.  Позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой. Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.  Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома.  В 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ.  Позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой. Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.   +99 +100 + 50 + 2 +… 1 +51 … 101 101 101 соответственно, сумма равна 50 * 101 = 5050 Правильный 17-ти угольник Правильный  5-ти угольник

КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС (1777-1855)

  • Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома. В 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ. Позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой. Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.
  • Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома.
  • В 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ.
  • Позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой.
  • Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.

+99

+100

+ 50

+ 2 +…

1

+51

101

101

101

соответственно, сумма равна

50 * 101 = 5050

Правильный

17-ти угольник

Правильный

5-ти угольник

СИМЕОН ДЕНИ ПУАССОН (1781-1840)    Родители Симеона хотели сделать его цирюльником. (Цирюльники брили бороды и делали кровопускания.) Но однажды он услышал об одной трудной задаче: В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение. Число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики. Родители Симеона хотели сделать его цирюльником. (Цирюльники брили бороды и делали кровопускания.) Но однажды он услышал об одной трудной задаче: В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение. Число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики.     12 0 0 4 8 0 4 3 5 9 3 0 9 0 3 1 8 3 1 6 5 6 6 0

СИМЕОН ДЕНИ ПУАССОН (1781-1840)

  • Родители Симеона хотели сделать его цирюльником. (Цирюльники брили бороды и делали кровопускания.) Но однажды он услышал об одной трудной задаче: В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение. Число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики.
  • Родители Симеона хотели сделать его цирюльником. (Цирюльники брили бороды и делали кровопускания.) Но однажды он услышал об одной трудной задаче: В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение.
  • Число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики.

12 0 0

4 8 0

4 3 5

9 3 0

9 0 3

1 8 3

1 6 5

6 6 0

СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ (1850-1891)     В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст. А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты. Первая в в мире женщина-профессор  В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст. А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты. Первая в в мире женщина-профессор   Книга, написанная С.В. Ковалевской Памятник С.В. Ковалевской

СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ (1850-1891)

  • В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст. А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты. Первая в в мире женщина-профессор
  • В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст.
  • А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты.
  • Первая в в мире женщина-профессор

Книга, написанная С.В. Ковалевской

Памятник

С.В. Ковалевской

Умножаем на 11 53 х 11 = 583  Шаг 1 — Складываем две цифры двузначного числа: 5 + 3 = 8  Шаг 2 — Помещаем результат между двумя числами двузначного числа: 583 59 х 11 = 649  Шаг 1 — 5 + 9 = 14  Шаг 2 — Перекидываем единицу налево, если сумма на предыдущем шаге оказалась больше 9: 5 + 1 = 6 (справа остается второй символ, в данном случае это четверка)  Шаг 3 — На первый символ мы единицу уже перекинули, получили 6. Далее у нас осталась 4, которую ставим в центр, и дописываем 9: 649

Умножаем на 11

  • 53 х 11 = 583 Шаг 1 — Складываем две цифры двузначного числа: 5 + 3 = 8 Шаг 2 — Помещаем результат между двумя числами двузначного числа: 583
  • 59 х 11 = 649 Шаг 1 — 5 + 9 = 14 Шаг 2 — Перекидываем единицу налево, если сумма на предыдущем шаге оказалась больше 9: 5 + 1 = 6 (справа остается второй символ, в данном случае это четверка) Шаг 3 — На первый символ мы единицу уже перекинули, получили 6. Далее у нас осталась 4, которую ставим в центр, и дописываем 9: 649
Проверьте себя:  63 х 11=  27 х 11=  35 х 11= 693 297 385

Проверьте себя:

  • 63 х 11=
  • 27 х 11=
  • 35 х 11=
  • 693
  • 297
  • 385
Задачи, решаемые с конца Если в задаче задана некоторая операция, и эта операция обратима, то можно сделать «обратный ход» от конечного результата к исходным данным

Задачи, решаемые с конца

  • Если в задаче задана некоторая операция, и эта операция обратима, то можно сделать «обратный ход» от конечного результата к исходным данным
       Задача  Однажды черт предложил бездельнику заработать. “Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 рубля”. Бездельник согласился и … после третьего перехода остался без денег. Сколько денег у него было сначала?

Задача Однажды черт предложил бездельнику заработать. “Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 рубля”. Бездельник согласился и … после третьего перехода остался без денег. Сколько денег у него было сначала?

Решение.  Начнем с конца. Так как после третьего перехода у бездельника денег не осталось, то после перехода моста в третий раз у него было 24 руб., а до перехода третьего моста – 12 руб. Тогда после перехода второго моста у бездельника было 12 + 24 = 36 (руб.), а до перехода второго моста – 36 : 2 = 18 (руб.). Рассуждая аналогично, получим, что после перехода первого моста у бездельника стало 18 + 24 = 42 (руб.), а перед переходом первого моста – 42 : 2 = 21 (руб.). Ответ: 21 рубль
  • Решение. Начнем с конца. Так как после третьего перехода у бездельника денег не осталось, то после перехода моста в третий раз у него было 24 руб., а до перехода третьего моста – 12 руб.
  • Тогда после перехода второго моста у бездельника было 12 + 24 = 36 (руб.),
  • а до перехода второго моста – 36 : 2 = 18 (руб.).
  • Рассуждая аналогично, получим, что после перехода первого моста у бездельника стало 18 + 24 = 42 (руб.), а перед переходом первого моста – 42 : 2 = 21 (руб.).
  • Ответ: 21 рубль
Задача На одной чаше весов лежат 12 одинаковых лимонов и 6 одинаковых апельсинов. На другой – 6 таких же лимонов и 10 таких апельсинов. Весы находятся в равновесии. Что легче – лимон или апельсин?

Задача

  • На одной чаше весов лежат 12 одинаковых лимонов и 6 одинаковых апельсинов. На другой – 6 таких же лимонов и 10 таких апельсинов. Весы находятся в равновесии. Что легче – лимон или апельсин?
Задача В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей? Решение: 1 шаг  1 кучка 2 шаг  12 2 кучка  3 шаг  3 кучка  12 12 4 кучка  6 12 6 6 6 3

Задача

  • В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей?
  • Решение:

1 шаг

1 кучка

2 шаг

12

2 кучка

3 шаг

3 кучка

12

12

4 кучка

6

12

6

6

6

3

      Задача  Как, имея пятилитровую банку и девятилитровое ведро, набрать из реки ровно три литра воды?    Решение:   5л 1 шаг 9л 2 шаг 0 3 шаг  0 0 4 шаг  9 5 4 0 5 шаг  4 4 6 шаг  7 шаг  4 0 5 8 шаг  9 0 8 9 шаг  8 5 3

Задача Как, имея пятилитровую банку и девятилитровое ведро, набрать из реки ровно три литра воды?  Решение:

1 шаг

2 шаг

0

3 шаг

0

0

4 шаг

9

5

4

0

5 шаг

4

4

6 шаг

7 шаг

4

0

5

8 шаг

9

0

8

9 шаг

8

5

3

       Задачи на теорию множеств(решаются с помощью кругов Эйлера).     Задача Из 52 школьников 23 собирают значки,35 собирают марки , а 16 и значки и марки . Остальные не увлекаются коллекционированием . Сколько школьников не увлекается коллекционированием?

  Задачи на теорию множеств(решаются с помощью кругов Эйлера).

  • Задача
  • Из 52 школьников 23 собирают значки,35 собирают марки , а 16 и значки и марки . Остальные не увлекаются коллекционированием . Сколько школьников не увлекается коллекционированием?
  Решение:  1)23-16=7(чел.) собирают только значки;  2)35-16=19(чел.) собирают только марки;  3)7+19+16=42 (чел.) занимаются коллекционированием;  4)52-42=10(чел.) не увлекается коллекционированием.

Решение: 1)23-16=7(чел.) собирают только значки; 2)35-16=19(чел.) собирают только марки; 3)7+19+16=42 (чел.) занимаются коллекционированием; 4)52-42=10(чел.) не увлекается коллекционированием.

Самостоятельная работа: 1.Решение .  Начнем с конца. 1) 2 ∙ 7 = 14 – число до деления на 7.   2) (14 + 6) : 4 = 5 – число до умножения на 4.   3) 5 ∙ 3 = 15 – число до деления на 3.   4) 15 – 5 = 10 – искомое число.   Ответ:  задумано число 10 2.  Решение:  Отвешиваем сначала 2 кг слив. Затем делим их поровну по чашам весов, чтобы весы уравновесились. 1 кг слив получен. Имея 1кг слив и гирю в 2 кг, можно отмерить любое нужное количество, в том числе и 3 кг. 3 . 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри 26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал только Рон. Ответ. 8 книг прочитал только Рон.

Самостоятельная работа:

  • 1.Решение . Начнем с конца.
  • 1) 2 ∙ 7 = 14 – число до деления на 7.  2) (14 + 6) : 4 = 5 – число до умножения на 4.  3) 5 ∙ 3 = 15 – число до деления на 3.  4) 15 – 5 = 10 – искомое число.  Ответ: задумано число 10
  • 2. Решение:  Отвешиваем сначала 2 кг слив. Затем делим их поровну по чашам весов, чтобы весы уравновесились. 1 кг слив получен. Имея 1кг слив и гирю в 2 кг, можно отмерить любое нужное количество, в том числе и 3 кг.
  • 3 . 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри
  • 26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал только Рон.
  • Ответ. 8 книг прочитал только Рон.
Домашнее задание: Домашнее задание (2 мин) Нужно рассадить 22 туристов в двухместные и четырехместные лодки. Сколько тех и других лодок потребуется, если всего лодок 8? Винни-Пух разлил 60 л меда в 9 горшочков двух видов — вместимостью 4 и 8 л. Сколько горшков каждого вида занял Винни-Пух?   До новых встреч!

Домашнее задание:

  • Домашнее задание (2 мин)
  • Нужно рассадить 22 туристов в двухместные и четырехместные лодки. Сколько тех и других лодок потребуется, если всего лодок 8?
  • Винни-Пух разлил 60 л меда в 9 горшочков двух видов — вместимостью 4 и 8 л. Сколько горшков каждого вида занял Винни-Пух?
  •  
  • До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!