Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Решение нестандартных задач по математике"»
Решение нестандартных задач по математике в 5 классе
- Слово "математика возникло примерно в V веке до н.э. Происходит оно от слова "матема"- "учение", "знание, полученные через размышление"
- Древние греки знали четыре "матемы":
- Теория музыки.
- Учение о числах.
- Учение о числах и измерениях.
- Астрономию и астрологию.
Математика - очень увлекательная,
интересная и полезная наука.
Она может стать захватывающим занятием
не только для взрослых, но и для детей.
Сегодня я расскажу вам несколько историй из
жизни великих математиков в те времена,
когда они были еще детьми
БЛЭЗ ПАСКАЛЬ (1623-1662)
- Отец запретил маленькому Блэзу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блэз сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида. А в 16 лет Блэз доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля. Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.
- Отец запретил маленькому Блэзу заниматься математикой. Но однажды обнаружил, что мальчик рассматривает какой-то рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что Блэз сам нашёл доказательства первых теорем известного древнегреческого математика Евклида.
- А в 16 лет Блэз доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля.
- Паскаль сконструировал первую вычислительную машину.
Иллюстрации к знаменитым «Началам» Евклида
Теорема Паскаля
КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС (1777-1855)
- Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома. В 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ. Позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой. Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.
- Карл Гаусс в возрасте 3-х лет заметил ошибку, которую его отец сделал в расчетах при строительстве дома.
- В 7 лет предложил решение задачи, которое удивило учителя. Учитель едва закончил писать условие задачи, а Карл уже дал ответ.
- Позже Гаусс первым доказал, что правильный многоугольник можно построить циркулем и линейкой.
- Гаусс интересовался политикой, экономикой. Знал ряд древних европейских языков, любил литературу, Пушкина.
+99
+100
+ 50
+ 2 +…
1
+51 …
101
101
101
соответственно, сумма равна
50 * 101 = 5050
Правильный
17-ти угольник
Правильный
5-ти угольник
СИМЕОН ДЕНИ ПУАССОН (1781-1840)
- Родители Симеона хотели сделать его цирюльником. (Цирюльники брили бороды и делали кровопускания.) Но однажды он услышал об одной трудной задаче: В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение. Число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики.
- Родители Симеона хотели сделать его цирюльником. (Цирюльники брили бороды и делали кровопускания.) Но однажды он услышал об одной трудной задаче: В сосуде содержится 12 пинт масла. Как разделить это количество пополам, имея еще сосуды вместимостью 8 и 5 пинт? Пуассон тут же предложил решение.
- Число учёных трудов Пуассона превосходит 300. Они относятся к областям математики, физики, теоретической и небесной механики.
12 0 0
4 8 0
4 3 5
9 3 0
9 0 3
1 8 3
1 6 5
6 6 0
СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ (1850-1891)
- В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст. А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты. Первая в в мире женщина-профессор
- В доме Софьи шёл ремонт, и на детскую не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь бумагой (лекциями по высшей математике). Соня подолгу стояла возле стен, пытаясь прочесть текст.
- А через несколько лет, когда Соня брала первые уроки высшей математики, учитель удивился, как быстро она усвоила сложнейшие понятия. Девочка вспомнила слова из лекций на стенах своей комнаты.
- Первая в в мире женщина-профессор
Книга, написанная С.В. Ковалевской
Памятник
С.В. Ковалевской
Умножаем на 11
- 53 х 11 = 583 Шаг 1 — Складываем две цифры двузначного числа: 5 + 3 = 8 Шаг 2 — Помещаем результат между двумя числами двузначного числа: 583
- 59 х 11 = 649 Шаг 1 — 5 + 9 = 14 Шаг 2 — Перекидываем единицу налево, если сумма на предыдущем шаге оказалась больше 9: 5 + 1 = 6 (справа остается второй символ, в данном случае это четверка) Шаг 3 — На первый символ мы единицу уже перекинули, получили 6. Далее у нас осталась 4, которую ставим в центр, и дописываем 9: 649
Проверьте себя:
- 63 х 11=
- 27 х 11=
- 35 х 11=
Задачи, решаемые с конца
- Если в задаче задана некоторая операция, и эта операция обратима, то можно сделать «обратный ход» от конечного результата к исходным данным
Задача Однажды черт предложил бездельнику заработать. “Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 рубля”. Бездельник согласился и … после третьего перехода остался без денег. Сколько денег у него было сначала?
- Решение. Начнем с конца. Так как после третьего перехода у бездельника денег не осталось, то после перехода моста в третий раз у него было 24 руб., а до перехода третьего моста – 12 руб.
- Тогда после перехода второго моста у бездельника было 12 + 24 = 36 (руб.),
- а до перехода второго моста – 36 : 2 = 18 (руб.).
- Рассуждая аналогично, получим, что после перехода первого моста у бездельника стало 18 + 24 = 42 (руб.), а перед переходом первого моста – 42 : 2 = 21 (руб.).
- Ответ: 21 рубль
Задача
- На одной чаше весов лежат 12 одинаковых лимонов и 6 одинаковых апельсинов. На другой – 6 таких же лимонов и 10 таких апельсинов. Весы находятся в равновесии. Что легче – лимон или апельсин?
Задача
- В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей?
- Решение:
1 шаг
1 кучка
2 шаг
12
2 кучка
3 шаг
3 кучка
12
12
4 кучка
6
12
6
6
6
3
Задача Как, имея пятилитровую банку и девятилитровое ведро, набрать из реки ровно три литра воды? Решение:
5л
1 шаг
9л
2 шаг
0
3 шаг
0
0
4 шаг
9
5
4
0
5 шаг
4
4
6 шаг
7 шаг
4
0
5
8 шаг
9
0
8
9 шаг
8
5
3
Задачи на теорию множеств(решаются с помощью кругов Эйлера).
- Задача
- Из 52 школьников 23 собирают значки,35 собирают марки , а 16 и значки и марки . Остальные не увлекаются коллекционированием . Сколько школьников не увлекается коллекционированием?
Решение: 1)23-16=7(чел.) собирают только значки; 2)35-16=19(чел.) собирают только марки; 3)7+19+16=42 (чел.) занимаются коллекционированием; 4)52-42=10(чел.) не увлекается коллекционированием.
Самостоятельная работа:
- 1.Решение . Начнем с конца.
- 1) 2 ∙ 7 = 14 – число до деления на 7. 2) (14 + 6) : 4 = 5 – число до умножения на 4. 3) 5 ∙ 3 = 15 – число до деления на 3. 4) 15 – 5 = 10 – искомое число. Ответ: задумано число 10
- 2. Решение: Отвешиваем сначала 2 кг слив. Затем делим их поровну по чашам весов, чтобы весы уравновесились. 1 кг слив получен. Имея 1кг слив и гирю в 2 кг, можно отмерить любое нужное количество, в том числе и 3 кг.
- 3 . 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри
- 26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал только Рон.
- Ответ. 8 книг прочитал только Рон.
Домашнее задание:
- Домашнее задание (2 мин)
- Нужно рассадить 22 туристов в двухместные и четырехместные лодки. Сколько тех и других лодок потребуется, если всего лодок 8?
- Винни-Пух разлил 60 л меда в 9 горшочков двух видов — вместимостью 4 и 8 л. Сколько горшков каждого вида занял Винни-Пух?