СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "Значение "Слова..." для русской литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "Значение "Слова..." для русской литературы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "Значение "Слова..." для русской литературы"»

Выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Алмалинская СОШ» Бархатова Людмила Павловна.

Выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Алмалинская СОШ» Бархатова Людмила Павловна.

Контрольный письменный опрос. -Какие исторические события легли в основу «Слова»? -Назовите автора «Слова». -Кем и когда было найдено «Слово»? -Что является политическим центром «Слова»? -Что является лирическим центром «Слова»? -Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера? -Какие художники оставили репродукции к «Слову»? -Чьи переводы «Слова» вы знаете? -С какой птицей сравнивает себя Ярославна? -Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему? -Определите жанр «Слова». -Какова идея «Слова»?

Контрольный письменный опрос.

  • -Какие исторические события легли в основу «Слова»?
  • -Назовите автора «Слова».
  • -Кем и когда было найдено «Слово»?
  • -Что является политическим центром «Слова»?
  • -Что является лирическим центром «Слова»?
  • -Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?
  • -Какие художники оставили репродукции к «Слову»?
  • -Чьи переводы «Слова» вы знаете?
  • -С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
  • -Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?
  • -Определите жанр «Слова».
  • -Какова идея «Слова»?
Ч ем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему?

Ч ем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему?

ИГОРЬ ( в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве».

ИГОРЬ ( в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве».

«Плач Ярославны…»

«Плач Ярославны…»

«Слово о полку Игореве» и дальнейшее развитие литературы Руси. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… »,в обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции Древней Руси. Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» (плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям). К переводу «Слова» обращались многие русские поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей. По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз – и всякий раз по-другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь Шкляревский, и Д. С. Лихачев.

«Слово о полку Игореве» и дальнейшее развитие литературы Руси.

  • Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… »,в обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции Древней Руси.
  • Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» (плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям).
  • К переводу «Слова» обращались многие русские поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей. По подсчетам К. И. Чуковского – 44 и 45 раз – и всякий раз по-другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь Шкляревский, и Д. С. Лихачев.

Михаил Вишняков, работавший над переложением «Слова…» 15 лет (1972-1987).

  • «Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская земля кровь и раны князя удалого. Поведем же горестный рассказ по уставу воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна… Были годы древнего Трояна. Были Ярослава времена. Помнит Русь полынные курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем, красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья. Не воскреснуть Игоревой рати. Мертвые коней не оседлают – пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида, обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя толпы русского полона, заплескала ветром и грозой, залилась горючею слезой. Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, - кричит, - И то мое же!» Малую обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют. О себе лишь в гордости радеют. Половцы же скачут по уделам. Малой силой, быстрыми бросками Русь терзают острыми клыками.»
И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора:  ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!  БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО! ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,  НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ, А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ  ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.

И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора:

  • ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!
  • БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!
  • ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,
  • НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,
  • А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ
  • ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.
О трывок «Слова»  на древнерусском языке:   Н Е лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.

О трывок «Слова» на древнерусском языке:

  • Н Е лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.
Домашнее задание. «Непреходящее значение «Слова о полку Игореве». «Каким я представляю себе автора «Слова». «Как изменилась литература с появлением «Слова». «Слово» - величайший памятник прошлого». «Жизнь «Слова» в других видах искусства».   «Золотое слово Святослава как важный композиционный приём». «Мой любимый герой «Слова…» «Жанровое и композиционное своеобразие «Слова…»

Домашнее задание.

  • «Непреходящее значение «Слова о полку Игореве».
  • «Каким я представляю себе автора «Слова».
  • «Как изменилась литература с появлением «Слова».
  • «Слово» - величайший памятник прошлого».
  • «Жизнь «Слова» в других видах искусства».
  •   «Золотое слово Святослава как важный композиционный приём».
  • «Мой любимый герой «Слова…»
  • «Жанровое и композиционное своеобразие «Слова…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!