СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Устное народное творчество. Малые жанры фольклор. Детский фольклор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Устное народное творчество. Малые жанры фольклор. Детский фольклор"»

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

Фольклор (от англ. folk – народ, lore – мудрость, знание, т.е. народное знание, народная мудрость).

Фольклор (от англ. folk – народ, lore – мудрость, знание, т.е. народное знание, народная мудрость).

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Колыбельные песни КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - песни, исполняемые матерью или няней при укачивании ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельные песни

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - песни, исполняемые матерью или няней при укачивании ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Пестушки Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Пестушки

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Потешки ПОТЕ́ШКИ — короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.

Потешки

ПОТЕ́ШКИ — короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.

Примеры потешек:

Примеры потешек:

Примеры потешек: Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!  А что ели? Кашку!  А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! Бабушка добренька!  Попили, поели, ш-у-у-у...  Шуууу!!! Полетели!  На головку сели! Сели посидели,  Дальше полетели!!!

Примеры потешек:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Бабушка добренька!

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! Полетели!

На головку сели! Сели посидели,

Дальше полетели!!!

Заклички Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны.

Заклички

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны.

Примеры закличек Дождик, дождик, пуще. На мамину капусту, На папин лен Поливай ведром.

Примеры закличек

Дождик, дождик, пуще.

На мамину капусту,

На папин лен

Поливай ведром.

Приговорки Приговорка – обращение к мыши,улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.

Приговорки

Приговорка – обращение к мыши,улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.

Примеры приговорок Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок! С ли мак, с ли мак, Высунь рожки! Дам картошки, Блин да пирог, Толоконца комок! Мотылек-витилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек.

Примеры приговорок

Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

С ли мак, с ли мак,

Высунь рожки!

Дам картошки,

Блин да пирог,

Толоконца комок!

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Частушки ЧАСТУШКА — короткая (преимущественно четырехстрочная) рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется).

Частушки

ЧАСТУШКА — короткая (преимущественно четырехстрочная) рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется).

Утром маме наша Мила Две конфетки подарила. Подарить едва успела, Тут же их сама и съела. Петя ловко ловит рыбу Может плотик смастерить, Только

Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Петя ловко ловит рыбу

Может плотик смастерить,

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить!

Считалки  СЧИТА́ЛКИ — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

Считалки

СЧИТА́ЛКИ — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

Примеры считалок Дождик, дождик, поливай,  Никого не пропускай!  Будет туча, будет гром,  Выходи скорее вон! На златом крыльце сидели:  Царь, царевич,  Король, королевич,  Сапожник, портной…  Кто ты будешь такой?  Говори поскорей,  Не задерживай  Добрых и честных людей!

Примеры считалок

Дождик, дождик, поливай,

Никого не пропускай!

Будет туча, будет гром,

Выходи скорее вон!

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Скороговорки Скороговорка – это сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить.

Скороговорки

Скороговорка – это сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить.

Примеры скороговорок Ехал Гpека чеpез pеку, Шли сорок мышей,  видит Гpека в pеке – pак.  Несли сорок грошей;  Сунул Гpека pуку в pеку,  Две мыши поплоше  pак за pуку Гpеку – цап!  Несли по два гроша.

Примеры скороговорок

Ехал Гpека чеpез pеку,

Шли сорок мышей,

видит Гpека в pеке – pак.

Несли сорок грошей;

Сунул Гpека pуку в pеку,

Две мыши поплоше

pак за pуку Гpеку – цап!

Несли по два гроша.

Загадки Загадка - это жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо, предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Загадки

Загадка - это жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо, предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Примеры загадок Стоит дом,  Кто в него войдёт -  Тот ум приобретет. Я стою на трёх ногах,  Ноги в чёрных сапогах.  Зубы белые, педаль.  Как зовут меня?.. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. На зеленой хрупкой ножке  Вырос шарик у дорожки.

Примеры загадок

Стоит дом,

Кто в него войдёт -

Тот ум приобретет.

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?..

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Поиграем Определите малый жанр фольклора: Уж ты, котичка-коток, Котик – серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать. Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Нашу детку уложи!  1)пестушка 2) колыбельная песня 3) потешка

Поиграем

Определите малый жанр фольклора:

Уж ты, котичка-коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Нашу детку уложи!

1)пестушка 2) колыбельная песня 3) потешка

Поиграем Определите малый жанр фольклора:  1 ) закличка 2) приговорка 3) считалка

Поиграем

Определите малый жанр фольклора:

1 ) закличка 2) приговорка 3) считалка

Поиграем Определите малый жанр фольклора:  Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:  ха-ха-ха-ха!  1) приговорка 2) скороговорка 3)загадка

Поиграем

Определите малый жанр фольклора:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

ха-ха-ха-ха!

1) приговорка 2) скороговорка 3)загадка

Поиграем Определите малый жанр фольклора:  Ай-тукиии-тукиии-тукиии. Застучали молоткиииии! Застучали молоткиииии! Заиграли в локотки! Тук-тук-ло-ко-ток! Скоро Машеньке годок!  1) пестушка 2) загадка 3) закличка

Поиграем

Определите малый жанр фольклора:

Ай-тукиии-тукиии-тукиии.

Застучали молоткиииии!

Застучали молоткиииии!

Заиграли в локотки!

Тук-тук-ло-ко-ток!

Скоро Машеньке годок!

1) пестушка 2) загадка 3) закличка

Поиграем Определите малый жанр фольклора:  1) приговорка 2) потешка 3) загадка Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Поиграем

Определите малый жанр фольклора:

1) приговорка 2) потешка 3) загадка

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Домашнее задание Прочитать статью «Устное народное творчесво» (стр. 7) и ответить на вопросы (стр. 8 – устно);  Раздел «Обогащаем свою речь» задание 2 (письменно).

Домашнее задание

  • Прочитать статью «Устное народное творчесво» (стр. 7) и ответить на вопросы (стр. 8 – устно);
  • Раздел «Обогащаем свою речь» задание 2 (письменно).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!