Роды и жанры литературы. Из литературы ХV111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…»
Урок литературы в 5 классе
«Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.»
Н.А.Некрасов «Школьник ».
Цели урока:
- дать начальное представление о родах и жанрах литературы;
- познакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова;
- развивать мышление,выразительность речи;
- воспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.
План проведения
1.Проверка уровня начитанности детей
2. Знакомство с теорией литературы
3.Произведения литературы ХV111 века.
Творчество М.В.Ломоносова и его биография.
4.Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…».
5.Тест.
6. Творческое домашнее задание.
Беседа с учащимися
«Ребята! Вы любите читать? Какие произведения вы прочитали самостоятельно? С какими познакомились на уроках литературы? Откуда эти произведения? ( учащиеся называют самостоятельно прочитанные произведения, произведения, изученные на уроках литературы. Называют разделы: УНТ, древнерусская литература)
Знакомство с теорией литературы
- С сегодняшнего урока вы начнете изучать и обсуждать произведения русской литературы ХV111, Х1Х, ХХ веков. Очень важно запомнить, что все произведения делятся на 3 большие группы, которые называются роды литературы: эпос, лирика, драма. Если образовать от этих слов-терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические и драматические ( схема на доске ).
Роды литературы
эпос лирика драма
рассказ стихотворения пьесы
повесть сценки
каждый год ваши знания о жанрах будут расширяться, таблица будет пополняться новыми терминами.
Литература ХV111 века. М.В.Ломоносов . Биография и творчество.
1.Самостоятельная работа учащихся с биографическими данными Ломоносова.
Откройте учебники на стр.____. Посмотрите на портрет ученого. Прочитайте на стр.___ факты из его биографии.
2.Беседа по вопросам.
Сколько было лет Ломоносову, когда он начал учиться?
Что сказал А.С.Пушкин о Ломоносове? ( Ломоносов был «первым нашим университетом»)
Дополнения учителя об открытиях Ломоносова в разных
областях наук.
Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…»
- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со стихотворением великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Чтение стихотворения учителем.
Анализ прочитанного.
1. Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
2. В чем противоположность взглядов ученых? 3.К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
4. Как повар решает этот спор?
5. В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? .
6.Что напоминает вам это стихотворение?
словарная работа
Случились вместе — встретились вместе.
Спорили... в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Такова (прил.) — такого. Жаркова ( сущ.) — жаркóго ( жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
Русские писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Н.А.Некрасов) о М.В. Ломоносове.
Чтение эпиграфа к уроку. Чтение эпиграфа из учебника. Чтение сонета
«Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.»
Н.А.Некрасов «Школьник».
С. И. СТРОМИЛОВ ЛОМОНОСОВ
Сонет
В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!
Тест
1. В каком году родился М.В.Ломоносов
А) в 1786
Б) в 1711
В) в 1812
2.О чем спорили Коперник и Птоломей в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
А). о хлебе насущном
Б) о движении планет
В) о природе
3.Кто разрешил спор двух ученых в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
А) хозяин
Б) повар
В) присутствующие
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Нарисовать рисунок