СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему : "Роды и жанры литературы. Из литературы ХV111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

•дать начальное представление о родах и жанрах литературы; •познакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова; •развивать мышление,выразительность речи; •воспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему : "Роды и жанры литературы. Из литературы ХV111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…»»

Роды и жанры литературы.  Из литературы ХV111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…»  Урок литературы в 5 классе

Роды и жанры литературы. Из литературы ХV111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…»

Урок литературы в 5 классе

«Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик  По своей и Божьей воле  Стал разумен и велик.» Н.А.Некрасов «Школьник ».

«Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.»

Н.А.Некрасов «Школьник ».

Цели урока: дать начальное представление о родах и жанрах литературы; познакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова; развивать мышление,выразительность речи; воспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.

Цели урока:

  • дать начальное представление о родах и жанрах литературы;
  • познакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова;
  • развивать мышление,выразительность речи;
  • воспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.
План проведения  1.Проверка уровня начитанности детей 2. Знакомство с теорией литературы 3.Произведения литературы ХV111 века. Творчество М.В.Ломоносова и его биография. 4.Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…». 5.Тест. 6. Творческое домашнее задание.

План проведения

1.Проверка уровня начитанности детей

2. Знакомство с теорией литературы

3.Произведения литературы ХV111 века.

Творчество М.В.Ломоносова и его биография.

4.Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…».

5.Тест.

6. Творческое домашнее задание.

Беседа с учащимися    «Ребята! Вы любите читать? Какие произведения вы прочитали самостоятельно? С какими познакомились на уроках литературы? Откуда эти произведения? ( учащиеся называют самостоятельно прочитанные произведения, произведения, изученные на уроках литературы. Называют разделы: УНТ, древнерусская литература)

Беседа с учащимися

«Ребята! Вы любите читать? Какие произведения вы прочитали самостоятельно? С какими познакомились на уроках литературы? Откуда эти произведения? ( учащиеся называют самостоятельно прочитанные произведения, произведения, изученные на уроках литературы. Называют разделы: УНТ, древнерусская литература)

Знакомство с теорией литературы С сегодняшнего урока вы начнете изучать и обсуждать произведения русской литературы ХV111, Х1Х, ХХ веков. Очень важно запомнить, что все произведения делятся на 3 большие группы, которые называются роды литературы: эпос, лирика, драма. Если образовать от этих слов-терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические и драматические ( схема на доске ).   Роды литературы  эпос лирика  драма   рассказ   стихотворения пьесы  повесть сценки каждый год ваши знания о жанрах будут расширяться, таблица будет пополняться новыми терминами.

Знакомство с теорией литературы

  • С сегодняшнего урока вы начнете изучать и обсуждать произведения русской литературы ХV111, Х1Х, ХХ веков. Очень важно запомнить, что все произведения делятся на 3 большие группы, которые называются роды литературы: эпос, лирика, драма. Если образовать от этих слов-терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические и драматические ( схема на доске ).

Роды литературы

эпос лирика драма

рассказ стихотворения пьесы

повесть сценки

каждый год ваши знания о жанрах будут расширяться, таблица будет пополняться новыми терминами.

Литература ХV111 века.  М.В.Ломоносов . Биография и творчество.  1.Самостоятельная работа учащихся с биографическими данными Ломоносова.  Откройте учебники на стр.____. Посмотрите на портрет ученого. Прочитайте на стр.___ факты из его биографии. 2.Беседа по вопросам.  Сколько было лет Ломоносову, когда он начал учиться?   Что сказал А.С.Пушкин о Ломоносове? ( Ломоносов был «первым нашим университетом»)  Дополнения учителя об открытиях Ломоносова в разных  областях наук.

Литература ХV111 века. М.В.Ломоносов . Биография и творчество.

1.Самостоятельная работа учащихся с биографическими данными Ломоносова.

Откройте учебники на стр.____. Посмотрите на портрет ученого. Прочитайте на стр.___ факты из его биографии.

2.Беседа по вопросам.

Сколько было лет Ломоносову, когда он начал учиться?

Что сказал А.С.Пушкин о Ломоносове? ( Ломоносов был «первым нашим университетом»)

Дополнения учителя об открытиях Ломоносова в разных

областях наук.

Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…»   На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со стихотворением великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»  Чтение стихотворения учителем.  Анализ прочитанного.

Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…»

  • На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со стихотворением великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Чтение стихотворения учителем.

Анализ прочитанного.

1. Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?         Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.  2. В чем противоположность взглядов ученых?  3.К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? 4. Как повар решает этот спор? 5. В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? . 6.Что напоминает вам это стихотворение?

1. Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?        Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.

2. В чем противоположность взглядов ученых? 3.К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

4. Как повар решает этот спор?

5. В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? .

6.Что напоминает вам это стихотворение?

словарная работа  Случились вместе  — встретились вместе. Спорили... в жару  — жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит   —  вокруг Солнца ходит.       Как ты о сем сомненье рассуждаешь?   —  Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?  Такова (прил.) —  такого.  Жаркова ( сущ.) —  жаркóго ( жаркóе  —  жареное кушанье, обычно мясное).

словарная работа

Случились вместе  — встретились вместе.

Спорили... в жару  — жарко, горячо спорили.

Круг Солнца ходит   —  вокруг Солнца ходит.      

Как ты о сем сомненье рассуждаешь?   —  Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Такова (прил.) —  такого. Жаркова ( сущ.) —  жаркóго ( жаркóе  —  жареное кушанье, обычно мясное).

 Русские писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Н.А.Некрасов) о М.В. Ломоносове.  Чтение эпиграфа к уроку. Чтение эпиграфа из учебника. Чтение сонета    «Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик  По своей и Божьей воле  Стал разумен и велик.» Н.А.Некрасов «Школьник».

Русские писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Н.А.Некрасов) о М.В. Ломоносове.

Чтение эпиграфа к уроку. Чтение эпиграфа из учебника. Чтение сонета

«Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.»

Н.А.Некрасов «Школьник».

С. И. СТРОМИЛОВ  ЛОМОНОСОВ Сонет В соседстве двух морей, на родине метели,  Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;  Снегами полюса он встречен у купели  И пышным севера сияньем озарен.   Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,  Как хлеба, он искал познаний и наук.  Он в тайны естества сошел умом глубоко  И первый вырвал нам из лиры стройный звук.   Законник языка! ты стоишь поздней славы.  Ты первый красоту и дух его постиг,  Ты дал ему права, законы и уставы,  Хаос его стихий ты жизнию проник,  И, прелестью его украсив величавой,  Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

С. И. СТРОМИЛОВ ЛОМОНОСОВ

Сонет

В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

Тест 1. В каком году родился М.В.Ломоносов А) в 1786 Б) в 1711 В) в 1812 2.О чем спорили Коперник и Птоломей в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»? А). о хлебе насущном Б) о движении планет В) о природе 3.Кто разрешил спор двух ученых в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»? А) хозяин Б) повар В) присутствующие

Тест

1. В каком году родился М.В.Ломоносов

А) в 1786

Б) в 1711

В) в 1812

2.О чем спорили Коперник и Птоломей в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

А). о хлебе насущном

Б) о движении планет

В) о природе

3.Кто разрешил спор двух ученых в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

А) хозяин

Б) повар

В) присутствующие

Домашнее задание.   Подготовить выразительное чтение стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...» Нарисовать рисунок

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Нарисовать рисунок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!