СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме: И.А. Гончаров "Роман "Обломов вчера и сегодня"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отражены все этапы урока. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме: И.А. Гончаров "Роман "Обломов вчера и сегодня"»

МКОУ Забалуйская СШ Открытый урок по литературе в 10 классе на тему: «Роман И.А. Гончарова «Обломов вчера и сегодня…»  Учитель русского языка и литературы: Родькина Е.Е.

МКОУ Забалуйская СШ

Открытый урок

по литературе в 10 классе на тему:

«Роман И.А. Гончарова «Обломов вчера и сегодня…»

Учитель русского языка и литературы: Родькина Е.Е.

Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович Гончаров

    Тема урока: «Роман И.А. Гончарова «Обломов вчера и сегодня…»

Тема урока: «Роман И.А. Гончарова «Обломов вчера и сегодня…»

Роман «Обломов», 1859 год. Творческая история создания романа

  • Роман «Обломов» входит в гончаровскую трилогию, состоящую также из романов « Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь ее второй частью. Замысел «Обломова» возник у И.А. Гончарова в  1847  году. Первоначально И.А.Гончаров думал изобразить в романе под названием  «Обломовщина » историю русского дворянина-помещика от колыбели до могилы, в его деревенском и городском быте.
  • Писался роман  в течение двенадцати лет, до 1859  г., когда и был  опубликован в журнале «Отечественные записки»  уже под окончательным названием «Обломов». В  1849 г ., по утверждению самого автора, был составлен план романа и написан черновик первой части. Замысел романа возник у писателя  под влиянием идей В.Г. Белинского.  Идея данного произведения заключалась в изображении тех особенностей русской национальной жизни и русского национального характера, которые уходят в прошлое и утрачиваются навсегда.
  • Автор утверждал, что уже  1849  г. был готов план романа и черновик первой части. Началом романа было изображение воспитания главного героя в отчем доме и его обычного дня там.
  • Работа над «Обломовым» была приостановлена из-за работы над книгой очерков «Фрегат «Паллада» (1853 –  1855  гг.). В июле-августе  1857  г. в немецком городке Мариенбаде невероятно быстро, «как будто по диктовке», Гончаров создал вторую и третью части, а в  1858  г. была завершена последняя, четвертая часть. Но перед публикацией романа «Обломов» был основательно переписан: добавлены новые эпизоды, сокращены некоторые главы.
  • Раньше всего в печати как самостоятельное произведение  появилась глава «Сон Обломова»: в 1847 г. в журнале «Современник».
Отзывы о романе «Обломов» - Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз… «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике. Л. Толстой - Пока останется хоть один русский-до тех пор будут помнить «Обломова». И.С. Тургенев - Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей. А.Ф. Кони

Отзывы о романе «Обломов»

  • - Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз… «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике.
  • Л. Толстой
  • - Пока останется хоть один русский-до тех пор будут помнить «Обломова».
  • И.С. Тургенев
  • - Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей.
  • А.Ф. Кони
   Цель урока: раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.

Цель урока: раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.

Проблемные вопросы романа «Обломов» Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни. Вопрос национального характера Проблема «лишнего героя» Тема любви Смысл жизни человека

Проблемные вопросы романа «Обломов»

  • Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.
  • Вопрос национального характера
  • Проблема «лишнего героя»
  • Тема любви
  • Смысл жизни человека
Для чего приходит в этот мир человек, в чем смысл его жизни?

Для чего приходит в этот мир человек, в чем смысл его жизни?

«Быть или не быть?»

«Быть или не быть?»

Илья Обломов и Андрей Штольц

Илья Обломов и Андрей Штольц

На самом деле, кто же такой Обломов? Это отрицательный герой русской литературы; Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый; Перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами; Это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом; Это гармоничная личность, пытающаяся не отступать от идеала гармоничного человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль.

На самом деле, кто же такой Обломов?

  • Это отрицательный герой русской литературы;
  • Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый;
  • Перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами;
  • Это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом;
  • Это гармоничная личность, пытающаяся не отступать от идеала гармоничного человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль.
Давайте определим, как философский вопрос «Быть или не быть» трансформируется в романе. Определим, что необходимее созерцание или действие. Для этого глубже исследуем мотивы действий героев. Не изменится ли ваша позиция? Обратимся к литературной критике.

Давайте определим, как философский вопрос «Быть или не быть» трансформируется в романе. Определим, что необходимее созерцание или действие. Для этого глубже исследуем мотивы действий героев. Не изменится ли ваша позиция? Обратимся к литературной критике.

Что означает слово созерцание?

Что означает слово созерцание?

Продолжите фразу: « Штольц действует, потому что…»

Продолжите фразу: « Штольц действует, потому что…»

Прагматизм – это направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.

Прагматизм – это направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.

Три черты отличают нашу нацию: 1. Соборность 2. Патриотизм 3. Духовность

Три черты отличают нашу нацию:

  • 1. Соборность
  • 2. Патриотизм
  • 3. Духовность
В чем актуальность романа «Обломов» в наше время? В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста, о том, что нужно ставить перед собой задачи и выполнять их, что нужно трудиться, чтобы достичь успеха. Наверняка каждому приходила в голову мысль, о том что. «Хочу жить хорошо, но ничего для этого не делать». Но так не бывает, нужно стремиться добиваться своих целей, для того чтобы прожить свою жизнь достойно, и оставить после себя след. «Современный Обломов» многие, из которых находятся в поиске себя, и начинают уходить от настоящей жизни, уходят от проблем и ответственности. Роман Гончарова очень актуален на сегодняшний день. Обломов – герой, которым, не захочется становиться ни при каких обстоятельствах.

В чем актуальность романа «Обломов» в наше время?

  • В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста, о том, что нужно ставить перед собой задачи и выполнять их, что нужно трудиться, чтобы достичь успеха.
  • Наверняка каждому приходила в голову мысль, о том что. «Хочу жить хорошо, но ничего для этого не делать». Но так не бывает, нужно стремиться добиваться своих целей, для того чтобы прожить свою жизнь достойно, и оставить после себя след.
  • «Современный Обломов» многие, из которых находятся в поиске себя, и начинают уходить от настоящей жизни, уходят от проблем и ответственности. Роман Гончарова очень актуален на сегодняшний день. Обломов – герой, которым, не захочется становиться ни при каких обстоятельствах.
Домашнее задание Написать сочинение:  «В чем актуальность романа «Обломов»?

Домашнее задание

Написать сочинение:

«В чем актуальность романа «Обломов»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!