СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме "Ф.М. Достоевский. Тема искупления в романе "Преступление и наказание". 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по подготовке к сочинению

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме "Ф.М. Достоевский. Тема искупления в романе "Преступление и наказание". 10 класс»

 Подготовка к сочинению  «Тема искупления в романе Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»   Автор: Грищенко Е.В. МБОУ СОШ № 70 г.Томск

Подготовка к сочинению «Тема искупления в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Грищенко Е.В.

МБОУ СОШ № 70

г.Томск

Ф.М.Достоевский  «Преступление и наказание» (1865-1866) 1) Жанр: Психологический роман. 2) Чем психологический роман отличается от других жанров? Автор исследует внутренный мир героя. 3) Направление: Классицизм Романтизм Реализм

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (1865-1866)

1) Жанр:

Психологический роман.

2) Чем психологический роман отличается от других жанров?

Автор исследует внутренный мир героя.

3) Направление:

Классицизм

Романтизм

Реализм

  Ф.М.Достоевский.  «Преступление и наказание» (1865-1866) Хронотоп (время и место действия): Санкт-Петербург. Вторая половина XIX века.  Какое время изобразил автор в романе? Современное автору.

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (1865-1866)

Хронотоп (время и место действия):

Санкт-Петербург.

Вторая половина XIX века.

Какое время изобразил автор в романе?

Современное автору.

Мотивы совершения преступления Раскольниковым:  1. Родион Романович Раскольников-бывший студент юридического факультета. После смерти отца семья обеднела настолько, что он не смог продолжить обучение и живёт в долг. Его сестра была вынуждена пойти в услужение к Свидригайловым. Раскольников хотел путём убийства и ограбления поправить материальное состояние.  2. Раскольников хотел проверить свою теорию, по которой люди делятся на «особенных», из которых получаются великие мира сего, и «обыкновенных». «Особенные» люди, такие, как Наполеон, имеют право на преступление. Раскольников хотел проверить себя:  «Тварь я дрожащая или право имею..?»

Мотивы совершения преступления Раскольниковым:

1. Родион Романович Раскольников-бывший студент юридического факультета. После смерти отца семья обеднела настолько, что он не смог продолжить обучение и живёт в долг. Его сестра была вынуждена пойти в услужение к Свидригайловым. Раскольников хотел путём убийства и ограбления поправить материальное состояние.

2. Раскольников хотел проверить свою теорию, по которой люди делятся на «особенных», из которых получаются великие мира сего, и «обыкновенных». «Особенные» люди, такие, как Наполеон, имеют право на преступление. Раскольников хотел проверить себя:

«Тварь я дрожащая или право имею..?»

Причина совершения преступления Раскольниковым:  Нищета  Мармеладов:  «.. бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя… » Как вы понимаете эти слова? Почему «бедность не порок, но нищета порок?»

Причина совершения преступления Раскольниковым:

Нищета

Мармеладов:

«.. бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя… »

Как вы понимаете эти слова? Почему «бедность не порок, но нищета порок?»

Значение образа Сони Мармеладовой:     Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову. —  Экое страдание! — вырвался мучительный вопль у Сони. —  Ну, что теперь делать, говори! — спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее. —  Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. — Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом. Он изумился и был даже поражен ее внезапным восторгом. —  Это ты про каторгу, что ли, Соня? Донести, что ль, на себя надо? — спросил он мрачно. —  Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.

Значение образа Сони Мармеладовой:

Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову.

—  Экое страдание! — вырвался мучительный вопль у Сони.

—  Ну, что теперь делать, говори! — спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее.

—  Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. — Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом.

Он изумился и был даже поражен ее внезапным восторгом.

—  Это ты про каторгу, что ли, Соня? Донести, что ль, на себя надо? — спросил он мрачно.

—  Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.

Значение образа Сони Мармеладовой:     Читаем часть IV,главу  IV, фрагмент, где Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря.  В чём смысл этой притчи?  Христос властен над смертью.  Он может воскресить любую мёртвую душу, значит, и у Раскольникова ещё есть шанс.

Значение образа Сони Мармеладовой:

Читаем часть IV,главу IV, фрагмент, где Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря.

В чём смысл этой притчи?

Христос властен над смертью.

Он может воскресить любую мёртвую душу, значит, и у Раскольникова ещё есть шанс.

По мысли Достоевского, любой преступник может быть прощён, но для этого он должен:   1. Сознаться 2. Отстрадать 3. Искренне раскаяться

По мысли Достоевского, любой преступник может быть прощён, но для этого он должен:

1. Сознаться

2. Отстрадать

3. Искренне раскаяться

Тема искупления в романе Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание» 1)Тема: Искупление преступления. 2) Проблема: Человек слаб и совершает ошибки. Иногда страшные. 3) Позиция автора:  Любой преступник может быть прощён, но он должен для этого сознаться, отстрадать и искренне раскаяться! 4) Личная позиция: Я (не) согласен с автором в том ,что.. 5) Аргумент: В качестве примера могу привести (пример из книги, случай из жизни, СМИ, фильма и т.д.) 6) Заключение: Таким образом, ___________.

Тема искупления в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1)Тема:

Искупление преступления.

2) Проблема:

Человек слаб и совершает ошибки. Иногда страшные.

3) Позиция автора:

Любой преступник может быть прощён, но он должен для этого сознаться, отстрадать и искренне раскаяться!

4) Личная позиция:

Я (не) согласен с автором в том ,что..

5) Аргумент:

В качестве примера могу привести (пример из книги, случай из жизни, СМИ, фильма и т.д.)

6) Заключение:

Таким образом, ___________.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!