Школа России
Литературное чтение
3 класс
Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”.
-Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
Андрей Платонович
Платонов
1899-1951
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
Воронеж
Подумайте, о чём мы будем читать на уроке?
Глаза жмурятся - сужаются веки
Глаза смежать- закрывать
1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?
3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете?
4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?
- Как вы думаете, кто с кем там говорит?
- Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5) - Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца.
- Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6) - Зачем Афоня остановил часы?
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?
- Как вы это понимаете?
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
7) - Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
добрый
старый
отзывчивый
большие руки
трудолюбивый пахарь
как цветок много земли испахал
святой труженик
советчик
учитель
Подберите строчки из
рассказа к иллюстрациям.
Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
На печи рядом с дедом.
Скучно Афоне жить на свете.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Пошли “белый свет пытать”.
Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
Проснулся ненадолго.
Гребешок для деда.
Определите, какая же главная мысль рассказа.
Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
Старшее поколение передает новому поколению свои знания , свой опыт, свою мудрость- взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости, чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.
Нарисуй обложку к рассказу.
1. Цветок.
2. Красивый, яркий.
3. Растёт, радует.
4. Цветёт на земле.
5. Радует всё живое.
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
- Что вам особенно понравилось?
-Что нового, интересного вы узнали на уроке?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л