Проверка домашнего задания
- Что такое страх?
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем.
Евгений Иванович Е.И. Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.
С детства природа обогащала Е.И. Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.
«Всю жизнь, с раннего детства, Евгений Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немножко подрос, стал ловить певчих птиц, ходить на охоту. С детства он увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все это риесовал, записывал.
Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.
Более 30 лет Е.И. Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Сам писатель говорит об этом так: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».
Е. И. Чарушин - иллюстратор
Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.
Е. И. Чарушин - писатель
А так же он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение?
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”?
Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека.
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Почему мальчики остались одни?
- Найдите эти строки в тексте.
- Что напугало ребят из рассказа?
- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте.
- Какое языковое средство использует автор?
- Что такое диалог?
- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его?
- Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.
- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?
- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето.
- Почему?
- Чему учит рассказ?
Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?
- Изучая природу, Евгений Иванович Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски.
А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных?
1. Мальчики остались одни; 2. Странные звуки; 3. Испуганные дети; 4. Родители вернулись; 5. Неожиданная находка; 6. Ёжик остался на даче.
Пословицы
“ Все хорошо, что хорошо кончается.”
“ На всякую беду страха не напасешься.”
“ У страха глаза велики.”
Тест
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
+
-
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
-
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
+
5. В углу свернулся шариком ёжик.
+
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
-
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
+
Дети выполняют тест в парах. Затем проверка на экране.
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветами и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
“ Верно ли, что ...”
( использование сигнальных вееров)
-что “Страшный рассказ” - это сказка?
-что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
-что мы продолжим знакомство с героями произведения?
-что нашим гостям было интересно?
- Как назывался рассказ, который мы сегодня прочитали? – Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит этот рассказ? – Почему нужно беречь животных?
Почему надо любить и беречь природу? Е. И. Чарушин на этот вопрос ответил так : «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
… вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам.
Евгений Чарушин