СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "А. С. Пушкин. Сказка о золотой рыбке" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения по теме: "А. С. Пушкин. Сказка о золотой рыбке" .»

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин

Александр Сергеевич

Что такое сказки? Какие бывают сказки? Что объединяет все сказки? С какой целью мы читаем сказки?  Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?

Что такое сказки?

Какие бывают сказки?

Что объединяет все сказки?

С какой целью мы читаем сказки?

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?

Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.  Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

 Учись читать правильно:   1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. 3.При чтении будь внимательным к каждому слову. 4.Старайся понять, о чем читаешь. 5.Читай ежедневно вслух и про себя.

Учись читать правильно:

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимательным к каждому слову.

4.Старайся понять, о чем читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

Прочитайте название произведения Что можно узнать из заголовка? Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Прочитайте название произведения

Что можно узнать из заголовка?

Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка.

Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Палата – царские палаты, дворец. Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю. Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой. Ветхая землянка  - дом, вырытый в земле, очень старый.  Невод - сеть рыболовная.  Откуп - плата.  Простофиля - глупый, несообразительный человек.  Кликать  – звать.  Пуще - больше.  Корысть  - выгода.

Палата – царские палаты, дворец.

Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю.

Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой.

Ветхая землянка  - дом, вырытый в земле, очень старый. Невод - сеть рыболовная. Откуп - плата. Простофиля - глупый, несообразительный человек. 

Кликать  – звать. Пуще - больше. Корысть  - выгода.

Невод - большая рыболовная сеть.

Невод - большая рыболовная сеть.

Корыто  — открытая продолговатая ёмкость

Корыто  — открытая продолговатая ёмкость

Назовите предметы. землянка  невод корыто

Назовите предметы.

землянка

невод

корыто

Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Столбовое дворянство  — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы. Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.

Столбовое дворянство  — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.

Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.

Кто герои этой сказки? Кто волшебный помощник? Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

Кто герои этой сказки?

Кто волшебный помощник?

Почему рыбка золотая?

Из какого она мира?

Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина. 1.Зачин, концовка. 2.Магическое число «3», троекратные повторы. 3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание. 4.Повтор эпизода. 5.Справедливый конец.

Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

1.Зачин, концовка.

2.Магическое число «3», троекратные повторы.

3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.

4.Повтор эпизода.

5.Справедливый конец.

- Где жили старик со своею старухой? -Как жили? - Сколько лет? -Чем занимался старик? А старуха? -Найдите, ребята сказочную примету.  -Что просила старуха в первый раз? - Что второй раз захотелось старухе? Что происходило с морем?  Почему?

- Где жили старик со своею старухой?

-Как жили?

- Сколько лет?

-Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету.

-Что просила старуха в первый раз?

- Что второй раз захотелось старухе?

  • Что происходило с морем?
  • Почему?
  Как характер героев отразится на их голосе, интонациях? - Где в ее словах обращение? Найдите. - Определите тон чтения. -Как разговаривает старик? - А как он рассказывает о чуде старухе? -Как отнеслась старуха к рассказу старика? - Какими словами обращается старик к рыбке? - Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз? 

  Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?

- Где в ее словах обращение? Найдите.

- Определите тон чтения.

-Как разговаривает старик?

- А как он рассказывает о чуде старухе?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

- Какими словами обращается старик к рыбке?

- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз? 

  Дайте характеристику старику и старухе по плану: «5 вопросов герою» 1. Что делал герой?   (действия) 2. Каков герой?  (характер) 3. Зачем он это делал?  (цель) 4. Добился ли герой того, чего хотел?  (результат) 5. Мораль.  Кто ...  (характер) , тот  ...  (результат).

  Дайте характеристику старику и старухе по плану:

«5 вопросов герою»

1. Что делал герой?   (действия)

2. Каков герой?  (характер)

3. Зачем он это делал?  (цель)

4. Добился ли герой того, чего хотел?  (результат)

5. Мораль.

Кто ...  (характер) , тот

...  (результат).

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный. Назовите черты характера старика.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Назовите черты характера старика.

Назовите черты характера старухи. Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. Почему вам не нравится характер старухи?

Назовите черты характера старухи.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,

требовательный,

неблагодарный.

Почему вам не нравится характер старухи?

Действия старика:  отпустил рыбку, ничего не попросил; сказал ласковое слово рыбке; уважительно разговаривает со старухой; рассказал старухе о рыбке; подчинился старухе; возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.

Действия старика: 

отпустил рыбку,

ничего не попросил;

сказал ласковое слово рыбке;

уважительно разговаривает со старухой;

рассказал старухе о рыбке;

подчинился старухе;

возмутился, сказал старухе правду;

долго ждал ответа рыбки.

Цель старика:  избежать гнева, брани старухи; освободиться от зависимости старухи; остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

Цель старика: 

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;
  • остановить старуху, когда она потребовала невозможного.
Результат (смотрим на цель): стал зависимым, «слугой»; не добился справедливости; рыбка помогла восстановить справедливость.

Результат (смотрим на цель):

стал зависимым, «слугой»;

не добился справедливости;

рыбка помогла восстановить справедливость.

Мораль: Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости. Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым. Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.

Мораль:

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали?  Много захочешь—последнее потеряешь.  Много желать—добра не видать.  Жадность всякому горю начало.

Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали? 

Много захочешь—последнее потеряешь. Много желать—добра не видать. Жадность всякому горю начало.

Подбери отрывки из сказки к иллюстрациям.

Подбери отрывки из сказки к иллюстрациям.

Какой же урок преподал нам великий поэт?  Выберите наиболее точную формулировку:  Как здорово поймать волшебную рыбку!   Как плохо быть сварливым и жадным.    Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.    Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку! Как плохо быть сварливым и жадным. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Что нового и интересного вы узнали на уроке? Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни? Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?  Какие чувства у вас остались после прочтения сказки?  Было ли жалко кого-нибудь?  Хорошо или плохо закончилась сказка?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?

Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?

Какие чувства у вас остались после прочтения сказки? Было ли жалко кого-нибудь? Хорошо или плохо закончилась сказка?

В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.

В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.

Оцените свою работу. Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.  На уроке я работал: с интересом / без интереса 2. Материал урока мне был: полезен / бесполезен

Оцените свою работу.

Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.

  • На уроке я работал:

с интересом / без интереса

2. Материал урока мне был:

полезен / бесполезен

http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs Смотреть сказку в интернете: http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE

http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs

Смотреть сказку в интернете:

http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE

http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-klass.html Интересный конспект в таблице:

http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-klass.html

Интересный конспект в таблице:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!