Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».
Пушкин
Александр Сергеевич
Что такое сказки?
Какие бывают сказки?
Что объединяет все сказки?
С какой целью мы читаем сказки?
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?
Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Учись читать правильно:
1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3.При чтении будь внимательным к каждому слову.
4.Старайся понять, о чем читаешь.
5.Читай ежедневно вслух и про себя.
Прочитайте название произведения
Что можно узнать из заголовка?
Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка.
Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Палата – царские палаты, дворец.
Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю.
Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой.
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый. Невод - сеть рыболовная. Откуп - плата. Простофиля - глупый, несообразительный человек.
Кликать – звать. Пуще - больше. Корысть - выгода.
Невод - большая рыболовная сеть.
Корыто — открытая продолговатая ёмкость
Назовите предметы.
землянка
невод
корыто
Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.
Столбовое дворянство — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.
Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.
Кто герои этой сказки?
Кто волшебный помощник?
Почему рыбка золотая?
Из какого она мира?
Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.
1.Зачин, концовка.
2.Магическое число «3», троекратные повторы.
3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.
4.Повтор эпизода.
5.Справедливый конец.
- Где жили старик со своею старухой?
-Как жили?
- Сколько лет?
-Чем занимался старик? А старуха?
-Найдите, ребята сказочную примету.
-Что просила старуха в первый раз?
- Что второй раз захотелось старухе?
- Что происходило с морем?
- Почему?
Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?
- Где в ее словах обращение? Найдите.
- Определите тон чтения.
-Как разговаривает старик?
- А как он рассказывает о чуде старухе?
-Как отнеслась старуха к рассказу старика?
- Какими словами обращается старик к рыбке?
- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
Дайте характеристику старику и старухе по плану:
«5 вопросов герою»
1. Что делал герой? (действия)
2. Каков герой? (характер)
3. Зачем он это делал? (цель)
4. Добился ли герой того, чего хотел? (результат)
5. Мораль.
Кто ... (характер) , тот
... (результат).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Назовите черты характера старика.
Назовите черты характера старухи.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,
требовательный,
неблагодарный.
Почему вам не нравится характер старухи?
Действия старика:
отпустил рыбку,
ничего не попросил;
сказал ласковое слово рыбке;
уважительно разговаривает со старухой;
рассказал старухе о рыбке;
подчинился старухе;
возмутился, сказал старухе правду;
долго ждал ответа рыбки.
Цель старика:
- избежать гнева, брани старухи;
- освободиться от зависимости старухи;
- остановить старуху, когда она потребовала невозможного.
Результат (смотрим на цель):
стал зависимым, «слугой»;
не добился справедливости;
рыбка помогла восстановить справедливость.
Мораль:
- Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
- Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
- Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали?
Много захочешь—последнее потеряешь. Много желать—добра не видать. Жадность всякому горю начало.
Подбери отрывки из сказки к иллюстрациям.
Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку! Как плохо быть сварливым и жадным. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?
Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?
Какие чувства у вас остались после прочтения сказки? Было ли жалко кого-нибудь? Хорошо или плохо закончилась сказка?
В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.
Оцените свою работу.
Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.
с интересом / без интереса
2. Материал урока мне был:
полезен / бесполезен
http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs
Смотреть сказку в интернете:
http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE
http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-klass.html
Интересный конспект в таблице: