Школа России
Литературное чтение
3 класс
Михаил Зощенко родился в небогатой многодетной дворянской семье в Петербурге. Отец — Михаил Иванович Зощенко (1857-1907), художник, входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Он участвовал в изготовлении мозаичных панно на фасаде Суворовского музея.
Мать — Елена Осиповна (Иосифовна) Зощенко, урожденная Сурина (1875-1920) - играла в любительском театре, писала небольшие рассказы. Всего в семье было 8 детей (один из них умер в младенчестве). На фото: Михаил Зощенко с сестрами.
Зощенко три года. Смерть отца в декабре 1907 г. поставила многодетную семью на грань нищеты.
В 1913 году Михаил Зощенко сдает выпускные экзамены в гимназии и поступает в Санкт-Петербургский государственный университет на юридический факультет. На фото: Михаил Зощенко во время обучения в гимназии.
Уже на следующий год его исключают за невзнос платы. Чтобы заработать на учебу, Зощенко идет работать контролером на железной дороге.
Михаил Зощенко участвовал в Первой мировой войне, и к 1916 году уже был произведен в чин штабс-капитана. Он был награжден множество орденов, среди которых орден Святого Станислава 3-й степени, орден Святой Анны 4-й степени «За храбрость», орден Святой Анны 3-й степени и т.д. На фото: Михаил Зощенко на фронте.
В начале 20-х годов Зощенко, чтобы заработать на жизнь перепробовал множество разных профессий. Он был сапожником, столяром, плотником, актером, инструктором по кролиководству и куроводству, служил в милиции, был секретарем суда, служил в уголовном розыске.
17 февраля 1939 года в Кремле М. И. Калинин вручил писателю Михаилу Зощенко орден Трудового Красного Знамени.
В 1953 году, после смерти Сталина, Зощенко восстановили в Союзе писателей. В последние годы жизни он продолжил работать в журналах "Крокодил" и "Огонек", но даже после достижения пенсионного возраста ему было отказано в пенсии. Михаил Зощенко скончался 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности. Городские власти не разрешили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища Петербурга, и Зощенко был похоронен в Сестрорецке.
Сегодня мы будем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
Предположите, о чём пойдёт речь в этом рассказе?
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие - исправить положение
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми»
- От чего имени ведётся рассказ?
- Почему дети любили ужинать со взрослыми?
- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
- Как наказал отец Миньку и Лёлю?
- Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
2 остановка . (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
- Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
- Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение до конца.
Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?
-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
- Слово «золотой» в переносном значении означает…
-В чем заключается основная мысль рассказа?
Восстанови план событий.
01. Помилование и папины условия .
02.Папин совет или Золотые слова .
03.Ужин со взрослыми .
04.Плохое воспитание или История о пожарном .
05.Наказание .
06. Заключение или Золотые слова жизни .
07.Случай с маслом в чае.
Объясни свой выбор.
«… Между тем нож согрелся над чаем . Масло (растаяло, подтаяло).
Я хотел его смазать, намазать) на булку и уже стал (отводить, уводить ) руку от стакана .
Но тут моё масло (нежданно, неожиданно) соскользнуло с ножа и упало в чай …»
« … Она стала смеяться, (оглядываясь, подглядывая) то на меня , то на стакан с чаем.
Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник стал ложечкой (помешивать , смешивать) чай .
Он мешал долго ,так что всё масло
(растаяло ,подтаяло) без остатка . И чай стал похож на куриный бульон .»
https://www.youtube.com/watch?v=LgWxnohX-8A
Смотреть мультфильм
Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
-Закончите урок одним из предложений
-Урок привлек меня тем …
- Я задумался о …
- Хотелось бы поблагодарить …