СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Культура Японии. Искусство Страны восходящего солнца. Дисциплина Культурология.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по дисциплине культурология .Культура Японии. Искусство Страны восходящего солнца.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Культура Японии. Искусство Страны восходящего солнца. Дисциплина Культурология.»

Культура Японии Культура Японии. Искусство Страны восходящего солнца.

Культура Японии

Культура Японии. Искусство Страны восходящего солнца.

Тема: Искусство Страны восходящего солнца (Японии)   План урока : Эстетические принципы японского искусства. Традиционные виды искусства: Японская литература Архитектура Японии. Скульптура Японии. Японская живопись и графика. Японская народная музыка и театр. Традиционные японские виды искусства: Икебана. Нэцке. Аниме.

Тема: Искусство Страны восходящего солнца (Японии)

  • План урока :
  • Эстетические принципы японского искусства.
  • Традиционные виды искусства:
  • Японская литература
  • Архитектура Японии.
  • Скульптура Японии.
  • Японская живопись и графика.
  • Японская народная музыка и театр.
  • Традиционные японские виды искусства:
  • Икебана.
  • Нэцке.
  • Аниме.
Заполните таблицу: Название культуры Япония Рели-гия Китай Литературные памятники, Наука Египет Скульпту-ра живопись Индия Памятники архитектуры Двуречье

Заполните таблицу:

Название культуры

Япония

Рели-гия

Китай

Литературные памятники, Наука

Египет

Скульпту-ра

живопись

Индия

Памятники архитектуры

Двуречье

Символ Японии –  цветущая сакура Японцы, ежегодно созерцая за красотой этого удивительного растения и глядя на недолговечность его цветения, размышляют о том, что прекрасное не вечно, а жизнь быстротечна и хрупка. А потому очень сильно напоминает осыпающийся цветок сакуры – он хоть и красив, но слишком скоро уходит: не зря цветущая сакура символизирует бренность жизни и переменчивость бытия.

Символ Японии – цветущая сакура

  • Японцы, ежегодно созерцая за красотой этого удивительного растения и глядя на недолговечность его цветения, размышляют о том, что прекрасное не вечно, а жизнь быстротечна и хрупка. А потому очень сильно напоминает осыпающийся цветок сакуры – он хоть и красив, но слишком скоро уходит: не зря цветущая сакура символизирует бренность жизни и переменчивость бытия.

Как повествует «Кодзики», древнейший памятник  японского языка и литературы, богиня солнца Аматэрасу  дала своему внуку принцу Ниниги, обожествленному предку японцев, священное зеркало Ята и сказала:  «Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня».  Она дала ему это зеркало вместе со священным мечом Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакани.  Эти три символа японского народа, японской культуры,  японской государственности передавались с незапамятных времен от поколения к поколению  как священная эстафета доблести, знания, искусства .

Как повествует «Кодзики», древнейший памятник

японского языка и литературы, богиня солнца Аматэрасу

дала своему внуку принцу Ниниги, обожествленному

предку японцев, священное зеркало Ята и сказала:

«Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня».

Она дала ему это зеркало вместе со священным мечом

Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакани.

Эти три символа японского народа, японской культуры,

японской государственности передавались с

незапамятных времен от поколения к поколению

как священная эстафета доблести, знания, искусства .

В истории японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих друг друга: - синто («путь небесных божеств») — народная языческая религия японцев; - дзэн — наиболее влиятельное в Японии течение буддизма (дзэн — это одновременно доктрина и стиль жизни, аналогично средневековому христианству, мусульманству);  - бусидо («путь воина») — эстетика самурайства, искусство меча и смерти.

В истории японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих друг друга:

- синто («путь небесных божеств») — народная языческая религия японцев;

- дзэн наиболее влиятельное в Японии течение буддизма (дзэн — это одновременно доктрина и стиль жизни, аналогично средневековому христианству, мусульманству);

- бусидо («путь воина») — эстетика самурайства, искусство меча и смерти.

    Синтоизм.   В переводе с японского  «синто»  обозначает «путь богов»- религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы ,а из множества родоплеменных культов, на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма, культа предков.  Пантеон  синтоизма состоит из большого  числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. Ками, якобы населяющие и одухотворяющие всю природу, способны воплотиться в любой предмет, ставший в последствии объектом поклонения, который называли синтай, что с японского означает  «тело бога».

Синтоизм.

  В переводе с японского  «синто»  обозначает «путь богов»- религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы ,а из множества родоплеменных культов, на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма, культа предков. Пантеон  синтоизма состоит из большого

числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. Ками, якобы населяющие и одухотворяющие всю природу, способны воплотиться в любой предмет, ставший в последствии объектом поклонения, который называли синтай, что с японского означает  «тело бога».

Дзэн-буддизм В ходе реформ VI века в Японии распространился буддизм. К этому моменту это учение, сформулированное Буддой, успело обрасти развитой мифологией и сложным богослужением. Но простой народ и многие из военной знати рассматривали буддизм с точки зрения синтоизма – как систему «Ты мне – я тебе» и искали простейших путей достижения желанного посмертного счастья. А дзен-буддизм не был ни «примитивной» сектой, ни собранием сложнейших правил богослужения. Дзен ставил превыше всего Просветление, мгновенное событие, происходящее в сознании человека, который смог выйти за пределы иллюзий окружающего мира. Достигалось это личным подвигом – медитацией .

Дзэн-буддизм

В ходе реформ VI века в Японии распространился буддизм. К этому моменту это учение, сформулированное Буддой, успело обрасти развитой мифологией и сложным богослужением. Но простой народ и многие из военной знати рассматривали буддизм с точки зрения синтоизма – как систему «Ты мне – я тебе» и искали простейших путей достижения желанного посмертного счастья. А дзен-буддизм не был ни «примитивной» сектой, ни собранием сложнейших правил богослужения. Дзен ставил превыше всего Просветление, мгновенное событие, происходящее в сознании человека, который смог выйти за пределы иллюзий окружающего мира. Достигалось это личным подвигом – медитацией .

Бусидо́ (яп. 武士道 бусидо: , «путь воина») — этический кодекс поведения воина (самурая) в средневековой Японии. Кодекс  Бусидо требовал от воина  безусловного подчинения своему господину и признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. Кодекс появился в период XI—XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава. Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысли на путь, который ты предпочел, и иди!

Бусидо́ (яп. 武士道 бусидо: , «путь воина») — этический кодекс поведения воина (самурая) в средневековой Японии. Кодекс Бусидо требовал от воина безусловного подчинения своему господину и признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. Кодекс появился в период XI—XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысли на путь, который ты предпочел, и иди!

«Как меч, так и хризантема являются частью картины. Японцы в одно и то же время напористы и сдержаны, воинственны и артистичны; дерзки и вежливы; неподатливы и восприимчивы; послушны и непокорны; преданны и коварны; отважны и робки; консервативны и жадны до нового».  Р.Бенедикт. «Хризантема и меч». Р.Бенедикт - американский культурантрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. В годы войны занялась изучением японской национальной психологии.
  • «Как меч, так и хризантема являются частью картины. Японцы в одно и то же время напористы и сдержаны, воинственны и артистичны; дерзки и вежливы; неподатливы и восприимчивы; послушны и непокорны; преданны и коварны; отважны и робки; консервативны и жадны до нового».

Р.Бенедикт. «Хризантема и меч».

Р.Бенедикт - американский культурантрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. В годы войны занялась изучением японской национальной психологии.

Главные принципы японского искусства Ваби – простота Саби – красота и естественность Сибуй – красота простоты, минимальная обработка материала Югэн - недоговоренность

Главные принципы японского искусства

  • Ваби – простота
  • Саби – красота и естественность
  • Сибуй – красота простоты, минимальная обработка материала
  • Югэн - недоговоренность
Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности, неповторимости.. Окакура Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.
  • Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности, неповторимости.. Окакура Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.
В связи с особенностями климата пастбищ в Японии почти не было (поля моментально зарастали бамбуком), поэтому домашний скот был большой редкостью. Основная часть крупных диких животных была истреблена уже к XII веку, и они сохранились только в мифах и легендах. Поэтому японскому фольклору оставалось только небольшие животные вроде енотовидных собак (тануки) и лис (кицунэ), а также драконов (рю) и некоторых других животных, известных только по преданиям. Обычно в японских сказках разумные животные-оборотни вступают в конфликт (или в контакт) с людьми, но не друг с другом, как, например, в европейских сказках о животных.

В связи с особенностями климата пастбищ в Японии почти не было (поля моментально зарастали бамбуком), поэтому домашний скот был большой редкостью. Основная часть крупных диких животных была истреблена уже к XII веку, и они сохранились только в мифах и легендах.

Поэтому японскому фольклору оставалось только небольшие животные вроде енотовидных собак (тануки) и лис (кицунэ), а также драконов (рю) и некоторых других животных, известных только по преданиям. Обычно в японских сказках разумные животные-оборотни вступают в конфликт (или в контакт) с людьми, но не друг с другом, как, например, в европейских сказках о животных.

Изначально в Японии были распространены мифы и песни, которые передавались в устной форме. Однако ближе к VII веку все изменилось. Император Тендзи учредил высшие школы, в которых изучали китайский язык. Вскоре, позаимствовав и оптимизировав иероглифы из Китая, появился письменный японский язык. Таким образом, уже к VII столетию активно начала распространятся письменность. В итоге начали появляться памятники

Изначально в Японии были распространены мифы и песни, которые передавались в устной форме. Однако ближе к VII веку все изменилось. Император Тендзи учредил высшие школы, в которых изучали китайский язык. Вскоре, позаимствовав и оптимизировав иероглифы из Китая, появился письменный японский язык. Таким образом, уже к VII столетию активно начала распространятся письменность. В итоге начали появляться памятники

Национальная школа живописи   Наиболее значительный вклад в мировую культуру Япония внесла в эпоху средневековья( с 6- 8 в. до сер. 19 в.), испытав сильное культурное влияние Кореи и особенно Китая. Собственно японская школа светской живописи- Ямато- э складывается с 8 в.Живописцы Ямато- э расписывали стены дворцов , ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. На шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота и серебра художники рисовали пейзажи, придворные сцены. Одновременно развивается портретная живопись. Картины Ямато- э(«японской живописи») оставляют впечатление праздничной торжественности. Интерьер с росписями

Национальная школа живописи

  • Наиболее значительный вклад в мировую культуру Япония внесла в эпоху средневековья( с 6- 8 в. до сер. 19 в.), испытав сильное культурное влияние Кореи и особенно Китая.
  • Собственно японская школа светской живописи- Ямато- э складывается с 8 в.Живописцы Ямато- э расписывали стены дворцов , ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. На шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота и серебра художники рисовали пейзажи, придворные сцены. Одновременно развивается портретная живопись. Картины Ямато- э(«японской живописи») оставляют впечатление праздничной торжественности.

Интерьер с росписями

Национальная школа живописи    Интерес к изображению действия, битв, бытовых сцен и индивидуальных характеров проявляется в 13-14 вв. в многомерных свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись.  15-17вв. – время интенсивного развития монохромной пейзажной живописи тушью « суйбоку» (на вертикальных и горизонтальных свитках) и сложения разных художественных школ.  Помимо монохромных свитков, в 15-16вв. возникли и яркие декоративные росписи на раздвижных ширмах, веерах, панно, украшающих стены дворцов и храмов.

Национальная школа живописи

Интерес к изображению действия, битв, бытовых сцен и индивидуальных характеров проявляется в 13-14 вв. в многомерных свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись.

15-17вв. – время интенсивного развития монохромной пейзажной живописи тушью « суйбоку» (на вертикальных и горизонтальных свитках) и сложения разных художественных школ.

Помимо монохромных свитков, в 15-16вв. возникли и яркие декоративные росписи на раздвижных ширмах, веерах, панно, украшающих стены дворцов и храмов.

Национальная школа живописи   В 17 в. в Японии официально было запрещено строительство замков. Потому единственной формой росписи стала ширма. Эти росписи умело сочетают декоративную яркость со строгим лаконизмом, они выявляют самую суть явлений и отмечены безупречным вкусом. Недаром в Японии говорят : «Все излишнее безобразно».

Национальная школа живописи В 17 в. в Японии официально было запрещено строительство замков. Потому единственной формой росписи стала ширма. Эти росписи умело сочетают декоративную яркость со строгим лаконизмом, они выявляют самую суть явлений и отмечены безупречным вкусом. Недаром в Японии говорят : «Все излишнее безобразно».

Национальная школа живописи Одним из самых ярких художников 18 в. Был Огата Корин. Он сделал попытку перейти от медитативного отношения к природе к прямому ее наблюдению .В работе «Азалия у скалы» он создает живописную метафору. Мотив этой работы каждому японцу напомнит стихи « Тацута- гава» :  Когда бы листья Золотые Не плыли по реке, О! Тацута- река! Кто бы подумал, что осень в твоих волнах!

Национальная школа живописи

Одним из самых ярких художников 18 в. Был Огата Корин. Он сделал попытку перейти от медитативного отношения к природе к прямому ее наблюдению .В работе «Азалия у скалы» он создает живописную метафору.

Мотив этой работы каждому японцу напомнит стихи

« Тацута- гава» :

Когда бы листья Золотые

Не плыли по реке, О! Тацута- река!

Кто бы подумал, что осень в твоих волнах!

Заключение Японское искусство оказывает влияние на Европу с 17 века, когда в Англии появилась мебель в японском стиле. В 19 веке большие коллекции японской гравюры собрали писатель Э.Золя, живописцы Э.Мане и Э.Дега. В России первая выставка японского искусства состоялась в залах Петербургской Академии художеств.

Заключение

  • Японское искусство оказывает влияние на Европу с 17 века, когда в Англии появилась мебель в японском стиле. В 19 веке большие коллекции японской гравюры собрали писатель Э.Золя, живописцы Э.Мане и Э.Дега.
  • В России первая выставка японского искусства состоялась в залах Петербургской Академии художеств.
Архитектура древней Японии Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддистские культовые сооружения – святилища, храмы, монастыри .

Архитектура древней Японии

  • Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддистские культовые сооружения – святилища, храмы, монастыри .
Самым распространённым материалом при строительстве зданий в Японии является дерево. Поскольку страна восходящего солнца покрыта густыми лесами.
  • Самым распространённым материалом при строительстве зданий в Японии является дерево. Поскольку страна восходящего солнца покрыта густыми лесами.
В Японии довольно жаркий климат, по этому чтобы легче переносить жару, помещения делались лёгкими и открытыми, с приподнятым над землёй полом, и крышей с длинными свесами, защищающими от солнца. Дерево в жару не нагревается, а в морозы не охлаждается. К тому же она хорошо впитывает влагу и значительно лучше переносит толчки землетрясения.
  • В Японии довольно жаркий климат, по этому чтобы легче переносить жару, помещения делались лёгкими и открытыми, с приподнятым над землёй полом, и крышей с длинными свесами, защищающими от солнца. Дерево в жару не нагревается, а в морозы не охлаждается. К тому же она хорошо впитывает влагу и значительно лучше переносит толчки землетрясения.
Практически все японские постройки не имеют диагоналей жёсткости. Все они выполнены с использованием прямоугольных элементов. А отсутствие опор жёсткости компенсируется прочной древесиной вроде кедра или кипариса.
  • Практически все японские постройки не имеют диагоналей жёсткости. Все они выполнены с использованием прямоугольных элементов. А отсутствие опор жёсткости компенсируется прочной древесиной вроде кедра или кипариса.
 ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана — это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений
  • ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана — это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений
Чайная церемония. С дзенской практикой медитации связано распространение в Японии чая, завезенного из Китая монахом в 1191г. Сначала чай употреблялся в качестве лекарства, а затем распространялся благодаря созданной дзен-буддистами ритуальной системе чаепития. Существует предание. Что основатель секты Дзен монах Дарума уснул во время медитации. Проснувшись, он вырвал себе веки, чтобы они не мешали ему следовать к «просветлению», и бросил их на землю. Они превратились в чайный куст. Последователи стали употреблять чай, чтобы не заснуть во время ночных бдений. Совершенствованием чайной церемонии занимались в Киото. Чай японцы пили зеленый.
  • Чайная церемония. С дзенской практикой медитации связано распространение в Японии чая, завезенного из Китая монахом в 1191г. Сначала чай употреблялся в качестве лекарства, а затем распространялся благодаря созданной дзен-буддистами ритуальной системе чаепития. Существует предание. Что основатель секты Дзен монах Дарума уснул во время медитации. Проснувшись, он вырвал себе веки, чтобы они не мешали ему следовать к «просветлению», и бросил их на землю. Они превратились в чайный куст. Последователи стали употреблять чай, чтобы не заснуть во время ночных бдений. Совершенствованием чайной церемонии занимались в Киото. Чай японцы пили зеленый.
Кабуки – вид японского национального театра, традиционный японский театр, сочетающий в себе жанры танца, пения, драмы и музыкальные композиции. Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, нанесенный на лица актеров, носящий определенный раскрас в зависимости от того, какую роль исполняет актер.
  • Кабуки – вид японского национального театра, традиционный японский театр, сочетающий в себе жанры танца, пения, драмы и музыкальные композиции. Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, нанесенный на лица актеров, носящий определенный раскрас в зависимости от того, какую роль исполняет актер.
  • Амплуа актеров японского народного театра
  • - Татияку - главный герой, мудрый, мощный, ловкий, красивый. Существует несколько видов: арагото – боец, который имеет необыкновенную силу; вагато – утонченный красавчик, прекрасный любовник; дзицугото -мудрый, честный, стоический мужчина.
  • - Катакияку – отрицательный персонаж, враг татияку. Его типы: дзицуаку - мерзкий проходимец, злодей; кугэаку - благородный человек из знатной семьи, из-за сложившегося положения вынужденный совершать плохие поступки; ироаку – отрицательный персонаж, имеющий облик утонченного красавца.
  • - Докэката - смешной персонаж. Это бездельник и дурачок.
  • - Кояку - персонаж ребенка, который, как правило играется сыновьями актеров.
  • - Оннагата – женский персонаж, которого играет мужчина. Существуют различные типы оннагата. Основной - юная прекрасная девушка. Среди этих девушек есть несколько видов: мусмэката –молодая скромница, облаченная в кимоно с длинными рукавами;
  • акахимэ - соблазнительная красотка родом из знатной семьи одетая в красное платье;
  • кэйсэй - известная куртизанка;
  • сэванёбо – покорная и кроткая жена купца; онна будо - воительница; акуба, или докуфу, - злобная и хитрая дама, женщина - вамп. Кроме того, присутствует амплуа женщин в возрасте: касягата - старуха и фукэояма - женщина среднего возраста
    Домашнее задание  1.Заполните таблицу(до конца) Название культуры Япония Рели-гия Китай Литературные памятники, Наука Египет Скульпту-ра живопись Индия Памятники архитектуры Двуречье

Домашнее задание 1.Заполните таблицу(до конца)

Название культуры

Япония

Рели-гия

Китай

Литературные памятники, Наука

Египет

Скульпту-ра

живопись

Индия

Памятники архитектуры

Двуречье

2 (по желанию) Попробуйте сделать собственные эскизы в архитектурном стиле, характерном для Японии .

2 (по желанию)

  • Попробуйте сделать собственные эскизы в архитектурном стиле, характерном для Японии .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!