Классификация жанров живописи
I. Высокие
Исторический
Батальный
Аллегорический
Религиозный
Мифологический
Иконопись
Исторический
Батальный
Аллегорический
Платцер Иоганн Георг Plainer, Johann Georg. (1704 - 1761) "Аллегория четырех времен года". 1750
Религиозный
Репродукция картины "Явление Христа народу"
Мифологический
Иконопись
II. Низкие
Бытовой
Тематический
Былинный
Интерьерный
Анималистический
Портрет
Натюрморт
Пейзаж
Ню
Каприччо
Пастораль
Картины-обманки
Хуа-Няо
Шань-шуй
Бытовой
Тематический
Былинный
Интерьерный
Анималистический (изображение лошадей – «иппический»
Портрет
Подкатегории портрета:
Женский, Мужской, Детский, семейный
Одиночный Парный, Групповой, Автопортрет.
По характеру изображения
- Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
- Коронационный (реже встречается тронный)
- Конный
- В образе полководца (военный)
- Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным
- Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары
- Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
- Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
«Древние» портреты: Фаюмский, парсуна, портрет-тип, посмертный (ретроспективный)
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
портрет-тип, посмертный (ретроспективный)
Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-тип «Купчиха за чаем» кисти Бориса Кустодиева, 1918. Полотно представляет собой портрет-тип, причём социальный. Любопытно, что позировала представительница интеллектуальной среды — Галина Адеркас, студентка медицинского факультета.
Посмертный портрет Пушкина написан Карлом Мазером в 1839 году, два года спустя после дуэли. Художник внимательно изучил все детали, которые предоставила ему вдова - написал и любимый халат, и легендарный перстень Пушкина на пальце.
сословный принцип классификации портретов: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации, используемые художником.
Костюмированный портрет (Аллегорический Мифологический Исторический)
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»).
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Исторический портрет Ивана Грозного написан Виктором Васнецовым в 1897 на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок
Мифологический портрет Саскии в образе богини Флоры» кисти Рембрандта
Аллегорический портрет пожилой королевы Елизаветы Английской кисти неизвестного художника: из-за плеча выглядывает Смерть и Старик-Время, а херувимы снимают с неё корону
Портрет-картина Портрет-прогулка
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Портрет-картина «Ночной дозор» Рембрандта является групповым портретом членов отряда милиции, который изображен не застывшим в неподвижности, а в активном движении, как в нормальной повествовательной картине.
Портрет-прогулка «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» кисти Боровиковского делает человеческую фигуру органичной частью пейзажа и по настроению, и по композиции
Религиозный портрет
Донаторский портрет: «Дармштадтская мадонна» кисти Гольбейна изображает семью Якова Мейера на коленях перед Девой. Является ранним примером семейного портрета, еще не отделившегося от религиозного
Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).
Натюрморт
Натюрморт в интерьере, Натюрморт в экстерьере.
Натюрморт Тематический
Натюрморт ВАНИТАС
Натюрморт напоминающий о бренности жизни
Натюрморт Штильлебен
Натюрморт прославляющий тихую, спокойную, умиротворённую жизнь без суеты
Пейзаж архитектурный, ландшафтный (речной, луговой, парковый), городской (ведута) , сельский, индустриальный, марина,, футуристический, космический, фантастический
Архитектурный жанр в живописи ... Изображение мест и зданий, их характерных черт в соответствии со временем, функциональными, конструктивными и художественными особенностями, архитектурной композиции. Архитектурному жанру свойственна монументальность, грандиозность исторически значимых архитектурных сооружений
Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
Каприччо
Каприччио (итал. capriccio, буквально «каприз») — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж. Каприччио тесно связан с жанром ведуты. На некоторых картинах элементы каприччио могут сочетаться с другими жанрами
Пейзажи по характеру
Эпический
Героический
Романтический
Пейзаж-настроение
Ню
Пастораль («пастушеский», простой, поэтизирующий простую семейную жизнь
Картины-обманки (произведения с применением приёмов перспективной живописи, создающее обман зрения, стирает грань между реальностью и изображением)
Хуа-няо (цветы-птицы)
Шань-шуй (горы-водопады)
Виды живописи по способу выполнения и масштабу
Монументальная
Станковая
Декорационная
Декоративная роспись
Миниатюра
Панорама
Диорама