Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО в 3 классе Театральная маска»
Театральная маска
Ритуальные, обрядовые маски
Маски с древнейших времен используются в ритуалах, связанных с разными этапами жизни человека у многих народов мира.
Их надевали во время охоты, чтобы помочь «перевоплотиться» в хищника и выйти победителем в схватке со зверем, не разгневать силы природы.
Танцами в масках сопровождались сельскохозяйственные праздники-посев , сбор урожая
Их делали
- из золота и серебра, украшали драгоценными камнями,
- выдалбливали их из дерева, вырезали на них орнаменты.
- Шили из полотна и кожи
- Плели из соломы и травы
самые древние их использовали
в 7-6 тысячелетии до н.э.
Ряженые на Руси
В России были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество и на Масленицу, веселясь, люди наряжались в костюмы, маски, а потому назывались ряженными
Личина
Театральная маска
- – Самой популярной и самой загадочной вещью во времена античности, когда в лицедействе участвовало всего 2–3 актера, были, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Так в театрах Древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актера. Изготовлялись они из дерева, гипса, имели преимущественно карикатурные черты, часто передавали портретное сходство, но были тяжелы и неудобны. В спектаклях переодевания были частым явлением, поэтому появились сдвоенные, строенные маски, позволяющие моментально менять один сценический облик на другой: из доброго в злого, из старого в молодого, из веселого в грустного. Актеры играли только в масках с лицами больше головы (маски делались большими, чтобы их было хорошо видно многочисленным зрителям). Маски делались и из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик. В Греции театральные маски использовались для выражения эмоций. Римские маски – воз- рождение портрета.
Маски японского театра НО служат для передачи эмоций
- Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи.11 слайд Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.
- Обычай появляться в масках и особых костюмах – исторических, сказочных, этнографических – появился давным-давно. Здесь необходимо упомянуть наших предков, еще в античные времена наряжавшихся в диковинные костюмы, скрывавших лица масками, когда они отправлялись на ярмарочные представления, масленичные гуляния, земледельческие праздники. Это и были первые маскарады, а их наши предки обожали. С XIII–XIV веков в некоторых европейских странах народ пристрастился к гуляниям под открытым небом. Эти гуляния назывались карнавалами. Когда в средневековые времена проходили городские праздники, то представители ремесленных цехов тоже появлялись на них в маскарадных костюмах и масках. И, наконец, маскарадные маски и костюмы с улиц и площадей просочились на придворные празднества. Это уже были театральные зрелища. Были маски и маскарады и в России. Царь Петр I, побывав в заморских странах, решил, что лучшего увеселения для русской публики сыскать сложно, поэтому и вводил маскарады в российскую жизнь в приказном порядке.
- Со второй половины XVIII века маскарад превратился в бал. Приглашенные на бал-маскарад обязательно должны были являться в маске и диковинном костюме. Эта традиция сохраняется и поныне.
- Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.
Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа
Театральный художник придумывает и изготавливает маски. Они могут изображать зверей, героев сказок: чудищ ,красавиц, ведьм, весельчаков. Маски выражают характер персонажа. Выразительность маски меняется от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови, нос. Цель художника –помочь перевоплотиться актеру.
Грим
В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски