Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени
Выполнила: Суртаева Виктория Ивановна,
учитель изобразительного искусства
МОУ Семеновская СОШ»
С. Семеновка
Вещь родственна зданию своей конструктивной природой.
Подобно зданию она строится. В любой вещи можно выявить конструкцию и структуру и обнаружить взаимное сочетание объемов.
Многообразие объемов бесконечно.
Иногда их можно свести к простейшим геометрическим телам.
Как, например, в конструкции кувшина, флакона или видеокамеры.
Но порой это очень сложные формы: каплевидные, сферические, изогнутые, перетекающие одна в другую.
Форма вещи не случайна. Наилучшая форма – это результат наиболее полного выражения сути вещи, ее функции. Материал, цвет, конструкция вещи должны соответствовать ее эффективности в работе. Исходя из этого и лейка, и чайник сконструированы так,
чтобы из носика текла вода.
Каждая вещь создана для чего-то, чтобы принести пользу.
Вещь утилитарна, т.е. рассчитана на практическое применение. Когда исчезает дело, для выполнения которого предназначена вещь, исчезает и отмирает она сама. Так исчезли граммофон, шарманка.
В вещи воедино слито художественное и утилитарное, красота и польза. Красота не существует сама по себе, а является полным выражением предназначения предмета. Например, форма самолета изменялась в соответствии со стремлением достичь наибольшей скорости. Красота явилась художественным воплощением сути полета.
В форме современных вещей дизайнеры стремятся эстетически воплотить их функцию. В идеале вещь должна быть полезной, удобной и красивой.
Со временем практическая эффективность вещи часто уменьшается, а ее художественная ценность возрастает.
Вещь значима для нас как отпечаток времени, отражение нашей жизни. Глядя на какую-нибудь вещь, мы вспоминаем связанные с ней события. Вещь вбирает в себя дух своего хозяина, места, в котором находится. В вещи живет память и образ времени. Вещь – материальный отпечаток эпохи.
Благодаря этому свойству в современном искусстве вещи служат материалом для создания инсталляций.
Инсталляция – это не вид дизайна, не способ создания какой-нибудь вещи, а произведение пластического искусства.
Это композиция из реальных предметов и вещей,
расположенных на плоскости или в пространстве.
«Будда, созерцающий свое изображение на экране». Перед медитирующей статуэткой Будды установлен телевизор с работающей камерой, на экран выводится изображение Будды. Инсталляция является хрестоматийным примером использования наблюдающей камеры для отображения реального времени. Воздействие наблюдающей камеры на зрителя интересовало всегда.
Это смешно. Потешные инсталляции с мухами.
Литература А.С. Питерских Г.Е. Гуров Дизайн и архитектура в жизни человека