РОСТ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЗАРОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Справочные сведения об изобретателе Томасе Эдисоне:
В 21 год (в 1868 году) Томас приобрёл известность как электрик, в совершенстве знающий телеграфные аппараты. Фирма «Голд энд сток телеграф» предложила Эдисону усовершенствовать систему биржевого телеграфа. При заключении договора он решил просить за свою работу 5 тысяч долларов, но в последний момент у него не хватило духу назвать такую, как ему казалось, баснословную сумму. «Вас устроило бы 40 тысяч?» — неожиданно услышал он вопрос представителя фирмы. На первый крупный гонорар 22-летний Эдисон нанял 50 помощников и организовал производство биржевых телеграфных аппаратов... Все идеи принадлежали хозяину; лишь он принимал решение, какую продукцию стоит изготавливать. Постепенно многие фирмы убедились, что молодому учёному по плечу самые сложные научно-технические задачи.
- Какие общественно-экономические отношения представлены в этих сведениях?
- Способствуют ли, судя по ним, капиталистические отношения установлению справедливости в обществе?
Справочные сведения об изобретателе Томасе Эдисоне:
В 21 год (в 1868 году) Томас приобрёл известность как электрик, в совершенстве знающий телеграфные аппараты. Фирма «Голд энд сток телеграф» предложила Эдисону усовершенствовать систему биржевого телеграфа. При заключении договора он решил просить за свою работу 5 тысяч долларов, но в последний момент у него не хватило духу назвать такую, как ему казалось, баснословную сумму. «Вас устроило бы 40 тысяч?» — неожиданно услышал он вопрос представителя фирмы. На первый крупный гонорар 22-летний Эдисон нанял 50 помощников и организовал производство биржевых телеграфных аппаратов... Все идеи принадлежали хозяину; лишь он принимал решение, какую продукцию стоит изготавливать. Постепенно многие фирмы убедились, что молодому учёному по плечу самые сложные научно-технические задачи.
В данном документе описаны капиталистические отношения. Они свидетельствуют об установлении справедливости в обществе.
Из обращения английских рабочих к парламенту Англии в 1842 году:
«Ваши просители сожалеют, что рабочие часы, особенно фабричных рабочих, превосходят все границы человеческой выносливости, а заработная плата в душной, нездоровой обстановке мастерских совершенно недостаточна для поддержания физических сил... Ваши просители обращают внимание достопочтенной палаты на голодную заработную плату земледельческого рабочего и испытывают чувство негодования и ужаса при виде ничтожного заработка тех, чей труд даёт главный предмет питания для всей нации».
- Какие общественно-экономические отношения представлены в этом источнике?
- Судя по нему, способствуют ли капиталистические отношения торжеству справедливости?
Из обращения английских рабочих к парламенту Англии в 1842 году:
«Ваши просители сожалеют, что рабочие часы, особенно фабричных рабочих, превосходят все границы человеческой выносливости, а заработная плата в душной, нездоровой обстановке мастерских совершенно недостаточна для поддержания физических сил... Ваши просители обращают внимание достопочтенной палаты на голодную заработную плату земледельческого рабочего и испытывают чувство негодования и ужаса при виде ничтожного заработка тех, чей труд даёт главный предмет питания для всей нации».
В данном документе речь идёт о капиталистических отношениях. Они несправедливые (низкая зарплата, длительный рабочий день)
Справочные сведения об изобретателе Томасе Эдисоне:
Из обращения английских рабочих к парламенту Англии в 1842 году:
Во втором документе речь идёт о капиталистических отношениях. Они несправедливые (низкая зарплата, длительный рабочий день)
В первом документе описаны капиталистические отношения. Они свидетельствуют об установлении справедливости в обществе.
Проблема урока:
Справедливы или нет утвердившиеся в Западной Европе капиталистические отношения?
Что нам нужно проанализировать
- Как жили рабочие и хозяева фабрик?
- Как рост городов влиял на жизнь людей?
- Как изменили жизнь людей новые технологии 19 века?
Можно ли утверждать, что в технике и технологии в 19 веке происходил прогресс? Почему?
18 век
Источники энергии и системы освещения
1-я половина 19 века (до 1850г)
Транспорт и промышленность
Паровой двигатель
Механические прялка и ткацкий станок
Сельское хозяйство
Пудлингование: обжиг руды с каменным углем
Смотри с. 72 - 73
Стандартные винты и гайки
с. 72 - 73
-
18 век
Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к фабрике.
Промышленный переворот начался в Англии в текстильной промышленности во II половине XVIII века с изобретением механической прялки и механического ткацкого станка.
Фабрикой называется предприятие, на котором используются станки и механизмы, существует разделение труда и рабочие за свой труд получают заработную плату.
Паровая машина
Дж.Уатта
1784 г.
Можно ли утверждать, что в технике и технологии в 19 веке происходил прогресс? Почему?
Источники энергии и системы освещения
18 век
Транспорт и промышленность
Паровой двигатель
1-я половина 19 века (до 1850г)
Сельское хозяйство
Механические прялка и ткацкий станок
Гальванические электробатареи
Хлопкоочистительная машина
Пудлингование: обжиг руды с каменным углем
Керосиновая лампа
Химические удобрения
Швейная машина
Газовый фонарь
Стандартные винты и гайки
Маломощный электродвигатель
Паровоз
Трактор
Генератор электротока
Первая ЖД-дорога
Паровая молотилка
Механические металлообрабатывающие станки
Паровая жатка
Паровой молот
-
19 век
Революция в развитии транспорта:
Изобретатель
Роберт Фултон
Пароход.
Паровая повозка Ричарда Тревитенка. 1797 г.
Паровоз Джорджа Стефенсона 1814 г.
Новые транспортные средства
В 1807 г. изобретатель Роберт Фултон испытал первый пароход «Клермон». В 1819 г. почтовый пароход «Саванна» более чем за 20 дней пересек Атлантический океан
Плавание перестало зависеть от ветра и течения.
Выросли скорости перемещения по воде
Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г
Железные дороги, зародившись в Англии, распространились по всему миру
Новые транспортные средства
В 1814 г. Джордж Стефенсон создал первый паровоз.
В 1830 г. при его активном участии была построена первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая текстильный центр Манчестер с портом Ливерпуль.
Резко возросли объемы и скорости грузовых перевозок. Железные дороги связали города, расположенные далеко от речных и морских путей.
Новые транспортные средства
- В начале XIX в. в Париже появился общественный транспорт – омнибусы , которые вначале по немощёным улицам, а потом по рельсам тянули лошади по определённому маршруту.
Появление машиностроения
Токарно-винторезный станок Модсли. 1800 г.
Паровой молот
Начало технического переворота в сельском хозяйстве
Первые трактора
Юстус Либих и его лаборатория
Можно ли утверждать, что в технике и технологии в 19 веке происходил прогресс? Почему?
Источники энергии и системы освещения
18 век
Транспорт и промышленность
Паровой двигатель
1-я половина 19 века (до 1850г)
Сельское хозяйство
Механические прялка и ткацкий станок
Гальванические электробатареи
Хлопкоочистительная машина
Пудлингование: обжиг руды с каменным углем
Керосиновая лампа
Химические удобрения
Швейная машина
Газовый фонарь
Стандартные винты и гайки
Маломощный электродвигатель
Паровоз
Трактор
Генератор электротока
Первая ЖД-дорога
Паровая молотилка
Механические металлообрабатывающие станки
Паровая жатка
Паровой молот
-
Можно ли сказать, что в технике и технологии в 19 веке происходил прогресс? Почему?
Да, это прогресс, так как в технике и технологии стали использовать пар, сталь и электричество.
Вывод В I – й половине XIX века – новый этап промышленного развития
Направления технического прогресса:
- революция в развитии транспорта;
- появление новой отрасли – машиностроение;
- начало технического переворота в сельском хозяйстве
Что нам нужно проанализировать
- Как жили рабочие и хозяева фабрик?
- Как рост городов влиял на жизнь людей?
- Как изменили жизнь людей новые технологии 19 века?
Лондон XIX века
ЗАПИСАТЬ!!!
Буржуазия является организатором производства и собственником фабрик, заводов, банков, железных дорог.
Слой наемных работников — рабочий класс, или пролетарии.
С 60-х годов XVIII века в Англии началась борьба рабочих за свои права. Форма – разрушение машин. Лидер – Нед Лудда
Социальная сторона
Легче ли стал труд народа?
Боролись ли они за свои права и как?
Какие новые социальные группы появились?
См. с.75 – 79:
1 ряд – с. 75 – 76
2 ряд – с. 77
3 ряд – с. 78 - 80
Техническая сторона
Что изменилось с точки зрения технологий?
Улучшилось ли производство?
(мы это уже знаем)
Жизнь английских богачей
Образ жизни английских рабочих
Восстание ткачей в Лионе. 1834 год
1836 год создана Лондонская ассоциация рабочих
Рабочее движение в Англии
Хартия – документ с требованиями рабочих Англии.
Чартизм – рабочее движение в Англии.
Рабочие несут петицию в парламент
1848 г. – принят закон об улучшении условий труда рабочих и 10-часовом рабочем дне.
В чём заключается конфликт между рабочими и буржуазией?
Буржуазия мечтает о «сверхприбыли», значит платит мало, а рабочие хотят получать достойную зарплату за свой труд.
Тред- юнионы –
профессиональные союзы рабочих Англии
Социальная сторона
Легче ли стал труд народа?
Боролись ли они за свои права и как?
Какие новые социальные группы появились?
Техническая сторона
Что изменилось с точки зрения технологий?
Улучшилось ли производство?
(мы это уже знаем)
Социальная сторона
Техническая сторона
1.Возникновение классов – буржуазии и рабочего класса.
(Машинное производство)
1. Не стало ручного труда.
2.Рост числа городов.
2.Паровая энергетика.
3.Социальные неравенство усилилось.
4.Рабочее движение.
3.Машиностроение.
4.Развитие транспорта
5.Расслоение крестьянства .
5.Внедрение в производство достижений науки и техники.
Проблема урока:
Справедливы или нет утвердившиеся в Западной Европе капиталистические отношения?
Проблема. Справедливы или нет утвердившиеся в Западной Европе капиталистические отношения?
Ответь на проблемный вопрос
Установившиеся капиталистические отношения, с одной стороны, были справедливы ( свободная конкуренция, свободный труд рабочих), с другой — нет (конфликты между рабочими и буржуазией, тяжелый труд рабочих и низкая зарплата).
Домашнее задание:
§ 9, чтение и пересказ,
Знать термины – буржуазия, рабочий класс, промышленный переворот