8 класс
Всеобщая история
Тема урока
«Опиумные войны» и
закабаление Китая
индустриальными державами
Введение в тему
Работа с стр.148
- Назови тему урока Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
- Назови тему урока
- Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
Создание проблемной ситуации
Документ 1. Из воспоминаний английского офицера о взятии в 1840 году одного из крупнейших городов Китая - Шанхая:
«В каждый дом мы вторгались насильственно, разбивая каждый сундук, улицы были завалены картинами, стульями, столами, припасами, зерном... Всё это было подобрано, кроме мёртвых тел и раненых, изуродованных нашими беспощадными пушками... Грабёж прекратился только тогда, когда нечего было взять у мирных беззащитных жителей».
-Легко ли было европейцам, судя по этому документу, покорить Китай.
-Покорить Китай европейцам было непросто.
Документ 2. Численность населения в 1850г.: Англия – 27 млн.чел., Франция – 30 млн.чел., все государства Западной Европы – 205 млн.чел., Китай – 430 млн.чел.
- Кто должен был иметь явное преимущество в столкновении с Китайской империи с отдельными государствами Европы?
-Преимущества должны были быть у китайцев.
Китай оказался для европейцев «крепким орешком». Но обратите внимание на тему урока. Китай всё таки стал зависимым.
Какой возникает вопрос?
-Что позволило европейцам покорить Китай?
«Опиумные войны» и
закабаление Китая
индустриальными державами
Проблема
Что позволило европейцам покорить Китай?
Что нам предстоит выяснить на уроке?
Надо узнать
1. Были ли признаки модернизации в китайском обществе в 19 веке?
Китай – это аграрная страна.
Были ли шансы противостоять индустриальному Западу? Пытались ли найти китайцы выход из создавшейся ситуации?
-Шансов не было, но стала проводиться политика «закрытой страны». Когда император Китая узнал о захвате Индии английской торговой компанией, то приказал изгнать всех европейских торговцев из страны. Китайцам было запрещено строить большие корабли, изучать европейские языки. За нарушение китайских законов европейские купцы в любой момент могли быть арестованы и казнены. Европейские корабли могли останавливаться в гавани только одного южного порта — Гуанчжоу (Кантон). Выходить за его пределы запрещалось, а покупать чай, шёлк и фарфор разрешалось только у специальных государственных чиновников. Все эти мероприятия получили название «закрытие Китая».
Поиск решения
стр.149 - 152 Хитроумные европейцы нашли «ответ» на упрямство Китая. Заполните таблицу. Сделайте по таблице вывод.
События 1830-1860 годов, превративших Китай в полуколонию
События
Последствия
Ввоз европейцами в Китай опиума.
Наркотическая зависимость китайцев. Хозяйство Южного Китая приходило в упадок, люди болели и умирали.
«Опиумные войны»
Требование правительств Франции, США, России привилегий в торговле с Китаем. «Открытие Китая»
Поражение китайской армии (вооружена значительно хуже европейской), подписание неравноправного договора с Англией.
В Китай хлынул поток дешёвых фабричных товаров, которые разоряли местных ремесленников. Высокие налоги разорили крестьян.
Вывод.
«Открытие» Китая привело к разорению экономики и ослаблению власти.
25.07.11 15:23
Вновь китайцы оказались в сложном положении, когда остаётся либо смириться и «плыть по течению», либо найти в себе силы и готовиться к отпору. Китай мог сопротивляться только в том случае, если бы его армия была вооружена европейским оружием, что возможно только при проведении модернизации.
Сцена из восстания тайпинов. 1850-1864
«Опиумные войны» и закабаление Китая
индустриальными державами
Проблема
Что позволило европейцам покорить Китай?
Надо узнать
1. Были ли признаки модернизации в китайском обществе в 19 веке?
Ответьте на проблемный вопрос урока
В течение 19 века Китай превратился в полуколонию западных держав. В стране начались процессы модернизации, но курс на самоусиления потерпел крах, т. к. не имел единой программы реформ, а деньги на его осуществление страна брала у западных стран.
ДЗ:
Параграф 18,
УСТНО. Продолжи фразу: «Китаю удалось бы избежать зависимости от европейских стран, если бы….»