СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Спинной мозг. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет обучающимся легко усвоить тему "Спинной мозг" 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Спинной мозг. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции"»

Спинной мозг. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Спинной мозг.

Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Биологические задачи.

Работая в группах, обсудите и придите к общему решению биологической задачи по теме «Нервная система:

1 группа

Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

2 группа:

  Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается;  у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.

3 группа:

  На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

4 группа:

  У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

Расположение спинного мозга. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около 1 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу, на уровне  I - II поясничных позвонков, заканчивается.

Расположение спинного мозга.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около 1 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу, на уровне  I - II поясничных позвонков, заканчивается.

Оболочки мозга. Твердая – самая наружная; паутинная – средняя, расположена внутри от твердой;  мягкая  – самая внутренняя  расположена внутри от твердой. Функции оболочек: служат для защиты нервной ткани от механических повреждений; являются барьером, препятствующим проникновению микробов и различных веществ в мозг; содержит кровеносные сосуды, участвующие в секреции спинномозговой жидкости.

Оболочки мозга.

Твердая – самая наружная;

паутинная – средняя, расположена внутри от твердой;

мягкая – самая внутренняя расположена внутри от твердой.

Функции оболочек:

  • служат для защиты нервной ткани от механических повреждений;
  • являются барьером, препятствующим проникновению микробов и различных веществ в мозг;
  • содержит кровеносные сосуды, участвующие в секреции спинномозговой жидкости.
Значение спинномозговой жидкости  проведение питательных веществ к  клеткам спинного мозга;  амортизатор;  принимает участие в удалении продуктов  обмена;  обладает бактерицидными свойствами;  способна обновляться до 6 раз в сутки.

Значение спинномозговой жидкости

  • проведение питательных веществ к

клеткам спинного мозга;

  • амортизатор;
  • принимает участие в удалении продуктов

обмена;

  • обладает бактерицидными свойствами;
  • способна обновляться до 6 раз в сутки.
Строение спинного мозга В передних рогах  серого вещества находятся  тела двигательных нейронов ,  аксоны которых образуют  передний корешок.    В задних рогах  расположены вставочные ( промежуточные, контактные) нейроны , осуществляющие связь между центростремительными и центробежными нейронами.  Задний корешок образован   волокнами чувствительных клеток ,  тела  которых располагаются  в спинномозговых узлах.  Через задние корешки возбуждение передаётся с периферии в спинной мозг – это чувствительные корешки . Через передние корешки возбуждение передаётся от спинного мозга к мышцам и другим органам – это двигательные корешки.

Строение спинного мозга

В передних рогах  серого вещества находятся  тела двигательных нейроноваксоны

которых образуют  передний корешок.

  В задних рогах  расположены вставочные ( промежуточные, контактные) нейроны , осуществляющие связь между центростремительными и центробежными нейронами.  Задний корешок образован   волокнами чувствительных клетоктела  которых располагаются  в спинномозговых узлах.

Через задние корешки возбуждение передаётся с периферии в спинной мозг – это чувствительные корешки . Через передние корешки возбуждение передаётся от спинного мозга к мышцам и другим органам – это двигательные корешки.

Строение спинного мозга От спинного мозга отходит  31 пара смешанных спинномозговых нервов  (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов).

Строение спинного мозга

От спинного мозга отходит  31 пара смешанных спинномозговых нервов

(8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов).

Функции спинного мозга Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую.

Функции спинного мозга

Спинной мозг выполняет две основные функции:

рефлекторную и проводниковую.

Рефлекторная функция  - регуляция работы внутренних органов; - расположены центры многих безусловных рефлексов; - осуществляет произвольные движения.

Рефлекторная функция

- регуляция работы внутренних органов;

- расположены центры многих безусловных рефлексов;

- осуществляет произвольные движения.

- проведение импульсов от органов и тканей; - осуществляется связь между спинным и головным мозгом.

- проведение импульсов от органов и тканей;

- осуществляется связь между спинным и головным мозгом.

Закрепление 1. Где расположен спинной мозг? 2. Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие функции выполняет? 3.Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки? 4.Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга? 5.Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений спинного мозга вы знаете?

Закрепление

1. Где расположен спинной мозг?

2. Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие функции выполняет?

3.Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?

4.Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга?

5.Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений спинного мозга вы знаете?

Подпишите, что обозначено на рисунке «Строение спинного мозга» цифрами 1- 11

Подпишите, что обозначено на рисунке

«Строение спинного мозга» цифрами 1- 11

Подпишите, что обозначено на рисунке «Строение спинного мозга» цифрами 1- 11 Передний корешок Спинномозговой нерв Спинномозговой узел Задний корешок Задняя борозда Спинномозговой канал Белое вещество Задние рога Боковые рога Передние рога Передняя борозда

Подпишите, что обозначено на рисунке

«Строение спинного мозга» цифрами 1- 11

  • Передний корешок
  • Спинномозговой нерв
  • Спинномозговой узел
  • Задний корешок
  • Задняя борозда
  • Спинномозговой канал
  • Белое вещество
  • Задние рога
  • Боковые рога
  • Передние рога
  • Передняя борозда
Вставьте пропущенные слова :        Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около … и длиной около 42- 45 см. Он начинается от… …  и расположен внутри … …. На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие …, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий … … , проходящий по всей его длине. Он заполнен … жидкостью. Спинной мозг состоит из …сегмента. От каждого из них отходит пара … …. Начинаются они двумя … - передним и задним. 1см, продолговатый, позвоночный канал, борозды, спинномозговой канал, спинномозговая, 31, спинномозговые нервы, корешки.  Ответ:

Вставьте пропущенные слова :

       Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около … и длиной около 42- 45 см. Он начинается от… …  и расположен внутри … …. На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие …, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий … … , проходящий по всей его длине. Он заполнен … жидкостью. Спинной мозг состоит из …сегмента. От каждого из них отходит пара … …. Начинаются они двумя … - передним и задним.

1см, продолговатый, позвоночный канал, борозды, спинномозговой канал, спинномозговая, 31, спинномозговые нервы, корешки.

Ответ:

Выводы урока: Спинной мозг:  цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале;  окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой;  отходит 31 пара спинномозговых нервов;  передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами  двигательных нейронов, а задние корешки – аксонами  чувствительных нейронов;  обеспечивает движение всех частей тела, конечностей, иннервируя скелетные мышцы, обуславливает чувствительность кожи;  выполняет проводниковую и рефлекторную функции;  работа спинного мозга осуществляется под контролем головного  мозга.

Выводы урока:

Спинной мозг:

  • цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале;
  • окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой;
  • отходит 31 пара спинномозговых нервов;
  • передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами

двигательных нейронов, а задние корешки – аксонами

чувствительных нейронов;

  • обеспечивает движение всех частей тела, конечностей, иннервируя скелетные мышцы, обуславливает чувствительность кожи;
  • выполняет проводниковую и рефлекторную функции;
  • работа спинного мозга осуществляется под контролем головного

мозга.

Домашнее задание Параграф 8 Ответьте письменно на вопрос: Бытует мнение, что взятие спинномозговой жидкости из позвоночника очень опасная процедура. Подтвердите или опровергните данную точку зрения. С какой целью невропатологи делают анализ этой жидкости?

Домашнее задание

Параграф 8

Ответьте письменно на вопрос:

Бытует мнение, что взятие спинномозговой жидкости из позвоночника очень опасная процедура. Подтвердите или опровергните данную точку зрения. С какой целью невропатологи делают анализ этой жидкости?

Рефлексия: Сегодня на уроке я … научился … было интересно … было трудно … мои ощущения … больше всего понравилось …

Рефлексия:

Сегодня на уроке я …

научился …

было интересно …

было трудно …

мои ощущения …

больше всего понравилось …

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

СПАСИБО ЗА

УРОК!!!

Литература и Интернет – источники:

  • Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.
  • Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 
  • Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.
  • А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.
  • Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.
  • А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.
  • М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.
  • А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.
  • Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.
  • О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.
  • Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.
  • В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.
  • З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.
  • И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с
  • yandex.kz/images › рисунки   о   спинном   мозге
  •   http://ruback.ru/interesnye-stati/obolochki-spinnogo-mozga.html  
  • ppt4web.ru › Биология › spinnojj - mozg .html
  • prezentacii.com› Биология›2811- spinnoy - mozg .html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!