Спинной мозг.
Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.
Биологические задачи.
Работая в группах, обсудите и придите к общему решению биологической задачи по теме «Нервная система:
1 группа
Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?
2 группа:
Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.
3 группа:
На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?
4 группа:
У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?
Расположение спинного мозга.
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около 1 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу, на уровне I - II поясничных позвонков, заканчивается.
Оболочки мозга.
Твердая – самая наружная;
паутинная – средняя, расположена внутри от твердой;
мягкая – самая внутренняя расположена внутри от твердой.
Функции оболочек:
- служат для защиты нервной ткани от механических повреждений;
- являются барьером, препятствующим проникновению микробов и различных веществ в мозг;
- содержит кровеносные сосуды, участвующие в секреции спинномозговой жидкости.
Значение спинномозговой жидкости
- проведение питательных веществ к
клеткам спинного мозга;
- амортизатор;
- принимает участие в удалении продуктов
обмена;
- обладает бактерицидными свойствами;
- способна обновляться до 6 раз в сутки.
Строение спинного мозга
В передних рогах серого вещества находятся тела двигательных нейронов , аксоны
которых образуют передний корешок.
В задних рогах расположены вставочные ( промежуточные, контактные) нейроны , осуществляющие связь между центростремительными и центробежными нейронами. Задний корешок образован волокнами чувствительных клеток , тела которых располагаются в спинномозговых узлах.
Через задние корешки возбуждение передаётся с периферии в спинной мозг – это чувствительные корешки . Через передние корешки возбуждение передаётся от спинного мозга к мышцам и другим органам – это двигательные корешки.
Строение спинного мозга
От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов
(8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов).
Функции спинного мозга
Спинной мозг выполняет две основные функции:
рефлекторную и проводниковую.
Рефлекторная функция
- регуляция работы внутренних органов;
- расположены центры многих безусловных рефлексов;
- осуществляет произвольные движения.
- проведение импульсов от органов и тканей;
- осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
Закрепление
1. Где расположен спинной мозг?
2. Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие функции выполняет?
3.Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?
4.Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга?
5.Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений спинного мозга вы знаете?
Подпишите, что обозначено на рисунке
«Строение спинного мозга» цифрами 1- 11
Подпишите, что обозначено на рисунке
«Строение спинного мозга» цифрами 1- 11
- Передний корешок
- Спинномозговой нерв
- Спинномозговой узел
- Задний корешок
- Задняя борозда
- Спинномозговой канал
- Белое вещество
- Задние рога
- Боковые рога
- Передние рога
- Передняя борозда
Вставьте пропущенные слова :
Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около … и длиной около 42- 45 см. Он начинается от… … и расположен внутри … …. На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие …, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий … … , проходящий по всей его длине. Он заполнен … жидкостью. Спинной мозг состоит из …сегмента. От каждого из них отходит пара … …. Начинаются они двумя … - передним и задним.
1см, продолговатый, позвоночный канал, борозды, спинномозговой канал, спинномозговая, 31, спинномозговые нервы, корешки.
Ответ:
Выводы урока:
Спинной мозг:
- цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале;
- окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой;
- отходит 31 пара спинномозговых нервов;
- передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами
двигательных нейронов, а задние корешки – аксонами
чувствительных нейронов;
- обеспечивает движение всех частей тела, конечностей, иннервируя скелетные мышцы, обуславливает чувствительность кожи;
- выполняет проводниковую и рефлекторную функции;
- работа спинного мозга осуществляется под контролем головного
мозга.
Домашнее задание
Параграф 8
Ответьте письменно на вопрос:
Бытует мнение, что взятие спинномозговой жидкости из позвоночника очень опасная процедура. Подтвердите или опровергните данную точку зрения. С какой целью невропатологи делают анализ этой жидкости?
Рефлексия:
Сегодня на уроке я …
научился …
было интересно …
было трудно …
мои ощущения …
больше всего понравилось …
СПАСИБО ЗА
УРОК!!!
Литература и Интернет – источники:
- Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.
- Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.
- Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.
- А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.
- Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.
- А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.
- М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.
- А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.
- Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.
- О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.
- Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.
- В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.
- З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.
- И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с
- yandex.kz/images › рисунки о спинном мозге
- http://ruback.ru/interesnye-stati/obolochki-spinnogo-mozga.html
- ppt4web.ru › Биология › spinnojj - mozg .html
- prezentacii.com› Биология›2811- spinnoy - mozg .html